Скромное обаяние банальности
П.И.Филимонов
Казалось бы, таких фильмов уже смотрено миллион и миллиард. В численном
отношении я, разумеется, преувеличиваю, но вот сейчас я обозначу сюжет, и
каждый – я практически уверен, что каждый – вспомнит. Пожилой мужчина всю жизнь
любил одну и ту же женщину, свою покойную жену. Кроме неё, в жизни его почти не
было радостей и всё такое. А те, что были, были у них на двоих. И вот она
умерла, и он больше не знает, что ему делать. С собой, с миром, с людьми. У него
экзистенциальный кризис, и весь фильм он будет из него выходить.
Знакомо звучит? Мужчину можно заменить на женщину, это неважно. Любимую
жену на собаку, хомячка или куст рододендрона – тоже непринципиально. Согласитесь,
что мы с вами такое уже видели. И ясно, что помогут ему в этом его выходе из
кризиса совсем неожиданные люди и обстоятельства, что он найдёт в себе силы и
мотивацию жить дальше и отложит столь манящее его свидание с покойницей в ином
мире.
Таков вкратце синопсис фильма шведского режиссёра Ханнеса Хольма, название
которого на русский переведено как «Вторая жизнь Уве». С местными – или не местными
– переводчиками фильмов на русский язык бороться, видимо, всё-таки бесполезно,
они всё равно не будут смотреть материал до того, как его переводить, продолжат адски
путать пол героев, и вообще никто им не указ. Бог с ними. Фильм Ханнеса Хольма
учит добру, милосердию и терпимости, так проявимте же их.
История, повторюсь, избитая и смотренная тысячу раз. История
сентиментальная, местами смешная, местами грустная, в последнее время вообще
вошло в моду рассказывать о старости главных героев вот так – пытаясь не
впадать в излишний пафос и сглаживать все неприятные моменты мягким (а иногда и
не очень) юмором. Как ни странно, фильм эти вторичность и повторяемость
нисколько не портят. То ли дело в актёре Рольфе Лассгорде, играющем этого
самого Уве с достоверностью невероятной, то ли в умелой режиссуре, то ли в
хорошем сценарии, то ли в общем умильном настроении рецензента на момент
просмотра – фильм не раздражает. Наоборот, он воздействует эмоционально, причём
именно так, как, видимо, и замышляли его авторы. В нужных местах ты смеёшься, в
нужных местах ты озираешься по сторонам на предмет того, не будет ли зазорно
пустить скупую мужскую слезу. Я не знаю, как вы, а я, по всей вероятности,
всегда буду любить такие фильмы, с ярко выраженной моралью (чего при прочих равных
условиях активно не переношу), с симпатичным и обязательно в чём-то нелепым
главным героем, со счастливо-несчастливым концом, когда вроде бы ничего
хорошего не происходит и, более того, конец такой представляется – с чисто
логической точки зрения – единственно возможным, а всё равно накатывает
какое-то чувство удовлетворения. Жертвы наши не напрасны, кто-нибудь и
когда-нибудь догонит нас и оценит, и воздаст по заслугам. Люди, в большинстве
своём, добры, откровенного негодяя сразу видно по его костюму и гриму, да и, в
любом случае, что он сможет сделать против целой общины, объединённой
праведными чувствами.
В общем, это, конечно, бытовая сказка. В которой не происходит никаких
волшебных превращений и герою не выдаётся никаких волшебных артефактов. Кроме
окружающего его мира и людей, в которых можно начерпать кучу волшебного
волшебства – и ещё до фига чего хорошего. Всё там найдётся, стоит лишь
заглянуть. Раскрепоститься, убрать какие-то комплексы и взглянуть на мир
по-другому. Фильм «Вторая жизнь Уве» - один из многих, которые это доказывают и
наглядно демонстрируют. Словом, если вы не считаете, что кино должно непременно
быть арт-хаусным, непременно не слишком понятным и непременно рассказывать о
каких-нибудь неожиданных проявлениях человеческого организма, то посмотрите,
ей-богу. Тёплый ламповый фильм, при этом без навязшей в зубах ностальгической составляющей.
Шведы, чо. Умеют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий