понедельник, 27 ноября 2023 г.

Бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу

 

Бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу («Наполеон»/“Napoleon“, реж. Ридли Скотт, США-Великобритания, 158 мин.)

П.И.Филимонов

Для классического байопика нужно выбрать точку отсчёта. В том смысле, что нужно определить, что будет двигать вашим главным героем, являться мерилом и определением всех его поступков, от чего он будет плясать и к чему вернётся в конце. Типа роузбада. И во многом именно определение этой точки и влияет на авторский уклон того или иного байопика. Потому что какие-то подробности жизни персонажа, а особенно такого известного, как Наполеон, более-менее известны всем.



Ридли Скотт выбирает Жозефину. Он, конечно, далеко не первый, и, скорее всего, не последний, кто, рассказывая о жизни Наполеона, поступает именно так. Это одна из распространённых призм, сквозь которую можно рассматривать жизнь этого незаурядного человека. Можно говорить про его военный гений, про корсиканскую вспыльчивость и любвеобильность (в которой, например, Скотт ему, по сути, отказывает), про жажду власти и склонность к тирании. А можно говорить про Жозефину. И то, и другое, и третье, и восемнадцатое будет верно. Большие личности – они потому и большие, что их можно рассматривать с самых разных сторон.

У Ридли Скотта получилось какое-то очень дырявое, в смысле, фрагментарное, полотно. Потому что он практически опускает всё, что в жизни Наполеона не было связано с Жозефиной. Ну или показывает эти неважные для него фрагменты как-то очень вскользь, впроброс, вне фокуса. Кто-то что-то орёт, кто-то куда-то бежит, кто-то куда-то стреляет. Был он простым корсиканским капитаном – раз - и уже генерал – раз - и уже первый консул – раз – и император. Ненужные куски вырезаются, всё происходит плавно и само собой. Пока Жозефина с ним, всё остальное даётся ему и режиссёру легко. Даже когда она заводит любовников, она всё равно с ним, потому что любовник, может быть, и лучше Наполеона в постели, но у любовника отсутствует эта харизма маленького капризного мальчика, который вцепился в свою любимую игрушку-Жозефину мёртвой хваткой, и может дать её поиграть другим детям в песочнице, но если вдруг не дай бог эти другие дети вздумают унести игрушку домой, наш крепыш налетит на них коршуном, помакает головой в песок и методично, до полусмерти, изобьёт.

Таким мальчиком показывает Наполеона Хоакин Феникс. Сложно отрицать актёрский талант Феникса, да и задачу ему, наверное, ставил всё -таки Ридли Скотт, и кажется намеренным ходом, что Наполеон в этом фильме лишён какого бы то ни было величия. Когда он выступает перед армией ли, перед Конвентом ли, и вроде бы говорит правильные вещи, вещи, которые осели в веках и зафиксировались в учебниках истории, всё равно складывается впечатление, что он произносит почти первое, что приходит в голову, а приходят туда порой довольно странные вещи, потому что в голове его не так уж много места для чего бы то ни было, кроме Жозефины.

Но и с Жозефиной не так всё просто. Опять же, это то, что считал я с того, что мне показали Ридли с Хоакином, но это не любовь. Это какая-то скорее одержимость, зацикленность, отчасти маниакальность – маниакальность, сосредоточенная на одной женщине. Поэтому даже не удивительно, что чудесами монтажа Ридли Скотт даёт понять, что Наполеон проиграл Ватерлоо именно в силу того, что незадолго до этой битвы Жозефина умерла. Не для кого было напрягаться, некому было доказывать. Мотивации у этого человека не осталось.

Думаю, что это возможный взгляд на историю, очень человеческий взгляд на историю, но всё-таки слегка однобокий взгляд на историю. И от прокатной версии фильма остаётся ощущение фрагментарности и лёгкой недоделанности. Как будто монтажёры, в качестве ключевых точек, оставили батальные сцены – слегка отдельно – оставили сексуальные сцены – слегка отдельно – а между ними насовали порезанное ассорти из того, что оставалось.

Существует, конечно, и авторский четырёхчасовой директорз кат. Не то, что я рвался бы его посмотреть, но, возможно, там и связности больше, и мысль Скотта выражена как-то отчётливее. И Феникс не такой комичный. Хотя это как раз не минус.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий