Велосипед «Мадлен»
(«Лестница в небо»/“Taevatrepp“, реж. Март Кивастик, Эстония, 107 мин.)
П.И.Филимонов
Я не помню очень много фильмов, которые писатели сами снимали по своим
сценариям или произведениям. Вроде бы что-то такое однажды делал Стивен Кинг,
очень сомнительно, но фальшивая память подсказывает что-то подобное про
Буковски, точно помню, что пару фильмов по своим сценариям снял Евгений
Евтушенко. Вроде больше не помню. Особенных удач среди этих творений тоже,
кажется, не было. А вот Марту Кивастику удалось снять очень хороший, очень
пронзительный и очень глубокий фильм по своему же роману. Пожалуй, это лучший эстонский фильм из
числа тех, которые я видел за последние лет пять, как минимум.
Плюс ко всему он подпадает под действие неписаного закона, который мы тут в
«Киноптикуме» недавно вывели. Снимать про своё детство у всех получается хорошо. Хотя
«Лестница в небо» и не на сто процентов про детство. Главный герой фильма,
аудитор Ульф, которого семья и друзья зовут просто Уу, испытывает кризис
среднего возраста, к тому же у него умирает близкий человек – Георг. В детстве
Уу Георг был взрослым, во многом заменившим мальчику отца, отношения с которым у
Уу откровенно не складывались. И перед смертью Георг говорит взрослому уже Уу,
что никакого времени на самом деле не существует, что можно отправиться в любое
время своей жизни, если найти правильный способ пермещения.
И Уу его находит. Когда-то в детстве он передвигался по Тарту (городу,
который занимает в фильме, как, видимо, и в жизни Кивастика, важное место) на
своём велосипеде. И вот уже сильно в зрелом возрасте он снова садится на
велосипед, постепенно вспоминает как оно – ездить без рук, и всё действительно
получается. Он возвращается в детство, сначала мыслями, воспоминаниями, а потом
и прямо физически.
В то детство, в котором мерзкий Советский Союз маячил исключительно на
периферии сознания семиклассника. А на его передовой была музыка западных
групп, которую активно проповедовал его дядя Пауль, фальшивые джинсы, которые
тот же Пауль перешивал из «социалистических штанов», спортивный лагерь секции
плавания, загорающая под окнами в красно-белом купальнике красивая соседская
девочка, финская жевачка «Йенкки», всё от того же Пауля, первая выпитая рюмка
алкоголя, первая выкуренная сигарета, первый привод в милицию – и много-много-много-много
всего того, что, как выясняется много позже, и является, оказывается, нашей
жизнью – а не вот эти все деньги, престиж и социальные связи, которые приходят
на их место потом.
Получается некий конфликт между тем, что происходит у Уу внутри – а внутри
он просто заново переживает своё какое-то четырнадцатое лето, не меняя в нём
ничего, просто заново окунаясь в ту атмосферу и, может быть, переоценивая её с
позиций человека, потерявшего всё то, что терять хотелось бы в самоей маленькой
степени, и ожиданиями его семьи, чувствующей, что муж (не отец, отношения с
сыном у Уу так же не сложились, как и раньше с папой), отдаляется слишком
далеко и слишком безвозвратно.
Это немножко фильм для начинающих старпёров, память которых ещё хороша
настолько, что помнит многое, что они прожили, и в то же время мозг устроен уже
так, что возвращаться в прошлое хочется больше, чем существовать в настоящем.
Тем более, что нельзя не согласиться с главным героем фильма в убедительном,
как всегда, исполнении Майта Мальмстена в том, что сейчас – по истечении
стольких бессмысленных лет – кажется, что взрослеть было вовсе необязательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий