Одинокий белый мужчина c ребёнком
(«Вперёд-вперёд», реж. Майк Миллз,
США, 109 мин.)
Кажется, Хоакин Феникс входит в разряд таких актёров, появление лица
которых на экране практически является гарантией качества фильма. Есть такое
ощущение, что сыграть он может вообще всё, включая хрестоматийный телефонный справочник
или восковую фигуру самого себя. При этом он, с одной стороны, не снобствует и
вполне себе периодически появляется в голливудских блокбастерах, а с другой
стороны, умудряется не сниматься совсем уж в зашкварном мейнстриме. И всё-таки
кажется, что в независимом кино ему немного покомфортнее, там тупо больше
типажей, которые он может воплотить.
Вот честно, ничем бы не был примечателен фильм Майка Миллза «Вперёд-вперёд»
(в других переводах «Камон-камон» и совсем уж какое-то странное «Пойдём-пойдём»,
вариант со «вперёд» хотя бы оправдан монологом мальчика из самого фильма), если
бы не пара актёров. Обаятельный Вуди Норман подтверждает старый актёрский тезис
о том, что переиграть детей и животных – штука почти невозможная. И Феникс. Хоакин
Феникс играет дядюшку мальчика Джесси, который в силу обстоятельств вынужден
провести несколько недель в заботе о своём племяннике. А поскольку дядя Хоакин
у нас – трудоголик, а работа его заключается в том, чтобы брать у детей из не
самых благополучных семей интервью я не очень понял, для каких целей, то и
Джесси он начинает таскать с собой по всем Штатам, по которым он мотается в погоне за
этими беседами.
И, в общем, фильм о том, как находят общий язык одинокий белый, слегка
подзабивший на себя мужчина сильно средних лет и живой, непосредственный, но
тоже не самый благостный ребёнок. Как с каждым кадром между ними (видимо, как персонажами,
так и актёрами) возникает химия. Это потрясающая техника игры в любовь, в мужскую
любовь, притом не любовь отца и сына, что было бы, возможно, проще, а тоньше, в
любовь, которую нужно заслужить, заработать и добиться, и когда ближе к концу
фильма Джесси говорит, что Джонни (персонаж Феникса) – это его лучший друг,
сердце зрителя (если оно, разумеется, есть) переполняется тихой радостью.
Ну, в общем-то и всё. Это очень простой фильм, и, кажется, он сознательно
таковым сделан. Не думаю, что режиссёр закладывал в него какие бы то ни было
вторые и третьи смыслы. Это немножко наивная по нынешним временам, но очень добрая
история о лучшем в нас, о том, что теоретически и должно просыпаться и выходить
наружу при общении с детьми, животными и представителями внеземных цивилизаций.
Довольно глупо что-то перед детьми изображать, пытаться кем-то казаться,
щеголять умом, знанием предмета или осознанностью отношений. С детьми, как мне
кажется, нужно просто быть собой, не слишком-то сильно (или вообще не) подстраиваясь под
их восприятие.
Персонаж Финикса Джонни именно так и выстраивает свои отношения с
племянником. Выстраивает именно тем, что он ничего не выстраивает. Он просто
есть, он просто разговаривает, он просто делает те вещи, которые ему кажутся
правильными в каждой ситуации маленького конфликта, которых за фильм нам
показывают достаточно много.
И одна степень актёрского мастерства Финикса – если бы ему не приходилось
особенно сильно играть. Допустим, он такой и есть в жизни – простой, добрый,
открытый. Тогда ему просто надо было бы зафиксировать это своё состояние и из
него не выходить.
И совсем другая степень – если он, например, не такой, если он злобный,
мелочный и самовлюблённый тип. Тогда его актёрское мастерство приближается к
эталонному. И при всём при том, что по-человечески хочется, чтобы он был первым,
с точки зрения драматичности и сюжетности желательно, чтобы он был вторым.
Но мы с вами это вряд ли когда-либо узнаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий