Кафка light
(«Человек из Подольска», реж. Семён Серзин, Россия, 88
мин.)
Произведения Франца Кафки – несомненная классика мировой литературы и
культуры вообще. С момента выхода их в свет прошло уже достаточно много времени, и они прочно угнездились в
западноевропейском (да и не только) культурном коде. Для понимания многих
последующих явлений, произведений и даже культурных мемов необходимо пусть не
читать первоисточник, но хотя бы представлять, о чём и для чего написаны «Замок»,
«Процесс», «Америка», «Превращение», «В исправительной колонии» и некоторые
другие вещи. Это раз.
Два – читать произведения Кафки непросто. Немного из-за языка, немного
из-за атмосферы, немного из-за того ужаса, который схватит вас за шкирку и не
будет отпускать всё то время, пока вы не закончите чтение. Это если вы
правильно читаете, разумеется. То есть, это такое - удовольствие для
продвинутых.
Три – не знаю, что там говорит теория маркетинга, и есть ли такая вообще, но,
кажется универсальным, что для тех, кто хочет вкусить запретного или по
каким-то причинам непосильного плода, всегда существуют посильные заменители. Метадон,
детское шампанское, порнография, пьеса Дмитрия Данилова и снятый по ней фильм
Семёна Серзина.
Потому что «Человек из Подольска» - это такой абсолютный кафка-лайт. Чуть
осовремененный, чуть приправленный прочими приёмами из театра абсурда, чуть огранённый
юмором (с ним у Кафки, надо признать, было очень плохо), но классический парафраз
хоть «Процесса», хоть «Замка», хоть их вместе взятых.
Слишком уж всё типично. Молодой человек – в исполнении Вадима Королёва,
из-за которого этот фильм обязателен к просмотру для поклонников (уже написал «фанатов»,
но потом стёр, потому что, пожалуй, у этой группы не «фанаты», а именно что поклонники)
группы OQJAV, одной из лучших, на мой взгляд из ныне существующих
русскоязычных музыкальных групп (если не самой лучшей) – попадает во власть системы.
Система может быть смешной, может быть нелепой, может быть абсурдной, но это,
во-первых, только со стороны она такой кажется, а во-вторых, при всех этих
побочках она всё равно не выпускает человека из своих цепких лап, раз уж его
угораздило туда угодить. Понятно, что попадание в эти лапы тоже произвольно, для
обретения статуса жертвы не надо делать вообще ничего. Не надо даже оказаться в
неудачное время в неудачном месте, она сама придёт во все ваши самые удачные
места и заберёт вас оттуда хоть в минуту вашего триумфа, хоть в минуту вашего
поражения.
И дальше уже не так важно, что там случится в конце, восторжествует ли стокгольмский
синдром и жертва возлюбит своего мучителя, тем более, что вот он вроде бы и
цивилизованный человек, и про Айнштюрценде Нойбаутен может задвинуть, и на
пианине двумя пальцами может, и пыток почти не применяет. Или всё окончательно
скатится от Кафки к Сорокину, к Такеши Миике (и такой финал Семён Серзин тоже
допускает), сути это не меняет. Одиночный человек по-прежнему в борьбе с
системой обречён. И это просто так совпало, что сейчас этот фильм особенно актуален
в Российсой Федерации. При чуть-чуть других исторических обстоятельствах он был
бы актуален в любой другой возможной стране. Такова, к сожалению, наша
человеческая природа. И разного рода упыри с белыми глазами просто пользуются
этим нехитрым психологическим знанием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий