Серединка на половинку
(«Конференция», реж. Иван И. Твердовский, Россия, 129 мин.)
Есть у меня несколько убеждений эстетического характера. Какими-то из них
уместно поделиться в начале обсуждения фильма Ивана Твердовского «Конференция»,
потому что, может быть, мой комканый дискурс станет от этого понятнее. Так вот.
Во-первых, я считаю, что в искусстве не существует никаких запретных тем. Совсем.
Говорить – и в частности, снимать, можно обо всём, будь это отцеубийство,
педофилия или захват театрального представления террористами с последующими
бездарными действиями государства.
Во-вторых, есть всего два способа, как можно снимать фильмы о подобных
трагических событиях, особенно если в историческом смысле они ещё не сильно отошли в прошлое. Либо максимально жёстко показывать всё, как было,
реконструировать события с документальной достоверностью – и прикручивать туда
смыслы, авторские высказывания и всё остальное. Либо не говорить о происшедшем
вообще, обойти его фигурой умолчания, но сконструировав строение фильма таким
образом, что эта фигура умолчания как раз и будет вылезать из всех углов, как
раз и будет напоминать о том, что случилось, как раз и будет давать понять, зачем огород городился.
Иван Твердовский решил, подобно России, выбрать для себя какой-то третий
путь. Он и не умалчивает о трагической истории «Норд-Оста» (собственно, фильм,
видимо, для того и снимался, чтобы порефлексировать на эту тему), и вместе с
тем рассказывает о произошедшем опосредованно, через так называемую конференцию
выживших участников событий, организованную главной героиней фильма, Натальей,
которая потеряла в этой истории сына и ушла в монастырь замаливать свою вину.
Как мы знаем из всевозможных источников, из людей интереснее не те, что
умирают, а те, что остаются. В этом смысле оптика Твердовского настроена верно.
Тем более, Наталья, как становится понятно из фильма, отчасти действительно
виновата, она сбежала из театрального центра, оставив там сына. И несмотря на
полную естественность этого шага – проявлять альтруизм перед лицом смертельной
опасности способна крайне малая часть популяции – понятно, что она мучается, и
дальнейшая нормальная жизнь исключена.
И всё равно. Подход Твердовского не убеждает. Да, «Конференция» - фильм
тяжёлый и давящий. Но он давит не тем, чем мог бы – не ужасом от повторного
переживания этих событий, не рассказом о том чудовищном, что, как оказалось,
может запросто произойти с каждым из нас совершенно в любой день наших жизней –
а какой-то атмосферой удушливости, атмосферой сознания того, что это
пережёвывание событий восемнадцатилетней уже давности никому, по сути, не
нужно. По крайней мере, в той форме, в которой его организовывает Наталья.
Получился фильм о неумении помнить. О неумении вспоминать и адекватно
транслировать эти воспоминания в мир. Получился фильм не о теракте на Дубровке,
а именно об инокине Наталье, о том, что человеку, для того, чтобы справиться со
своей болью, приходится размазывать её по поверхности тонким слоем, намазывать
на других и выдавать и за их переживания тоже. В 2002 году Наталья совершила
поступок, который до сих пор пытается замолить. Но организация этой конференции
вряд ли ей в этом поможет. Всё давит, воздуха нет, как будто снова пустили газ.
Если, конечно, Твердовский хотел поговорить с нами именно об этом, то он
молодец и все претензии снимаются. Но я этого не считал. Наверное, дело не в
нём, дело во мне. Мне не хватило в «Конференции» определённости. Я хотел
больнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий