понедельник, 7 декабря 2020 г.

Гераклит для чайников

 

Гераклит для чайников

(«Анкета», реж. Алёна Суржикова, Эстония, 90 мин.)

 П.И.Филимонов

Я закончил школу на семь лет раньше Алёны Суржиковой. Я говорил с людьми, которые закончили школу на три-четыре года позже Алёны Суржиковой. Феномен так называемых анкет – это, видимо, очень угнездившаяся в советской школе «инициатива из низов», которая занимала там настолько прочное место, что пережила и крах советской империи, и многие жизненные перемены. Думаю, что сломалась «анкета» только с окончательным вступлением в жизнь школьников цифровых технологий. Просто потому, что нынешние дети не особенно часто пишут от руки, ну и соцсети заменяют им старые добрые бумажные опросники.




Идея фильма сама по себе очень проста, но и в этой своей простоте дико привлекательна. Взять свою старую школьную анкету, разыскать несколько одноклассников, которых судьба особенно поразбросала по миру, и снова задать им несколько краеугольных вопросов из этой самой «анкеты». Хотелось бы охватить всех, но я понимаю, что тогда кино было бы безразмерным. Поэтому ограничиваемся той выборкой, которую за нас сделал автор – а это, как я уже сказал, люди, наиболее экзотически заброшенные судьбой. Ну или наоборот, наиболее архетипично.

Алёнин класс, был, несомненно, гораздо более философски настроен, чем, например, мой. Или это дело в самой Алёне? В наших «анкетах» самым животрепещущим вопросом – тем, ради которого, собственно, всё и затевалось - был вопрос «Кого ты любишь?» Балагуры и каламбуристы из числа одноклассников, естественно, отвечали «Маму и папу», тогда наиболее изощрённые составители анкет уточняли «Кто тебе нравится из мальчиков/девочек класса?».  Не помню, отвечал ли я тогда на этот вопрос честно или тоже что-то темнил, но нравилась мне тогда девочка по имени Инна, это я постфактум решил признаться, хотя об этом и так все, вроде бы, знали. В Алёниной анкете всё как-то глубже и философичнее – она задаётся вопросом «Что такое любовь?». Может, девочки вообще менее утилитарны, кто его знает.

Фильм «Анкета», по большому счёту, показывает нам одну очень простую вещь, для понимания которой, наверное, и не надо было ничего снимать, это и так понятно, как со мной и девочкой Инной – люди меняются. Меняются радикально, и тех наивных и трогательных девятиклассников уже не существует нигде и ни на каком уровне – с биологической точки зрения все клетки их организмов, должно быть (поправьте меня, если вы биологи, а я несу лажу), обновились на сто процентов. Ментально, понятно, они тоже сдвинулись – и не все вперёд, хотя, где тот перед, а где тот зад – вопрос тоже очень относительный. Но завёрнута эта простая мысль в очень привлекательную обёртку. Казалось бы, мало есть скучнее занятий, чем разглядывание чужих туристических альбомов, и особенно чужих классных фоток. Но Алёна умудрилась сделать это скучное занятие интересным и даже захватывающим. Время, время, как всегда, лучший мотиватор и колорист.

И хотя сама Алёна, кажется, имела в виду рассмотреть проблему эмиграции русскоязычной молодёжи её поколения из Эстонии, мы же не обязаны смотреть на этот фильм глазами автора. Больше того, это как раз признак многозначности и многоуровневости художественного высказывания – когда каждый зритель может увидеть в нём что-то своё. Я вот увидел разъяснение известной гераклитовой максимы на очень простых примерах. Вода 1997 года, конечно, гораздо чище и вкусней, чем вода 2020 года.

Кажется, я так и не признался девочке Инне в своей тогдашней подростковой любви. Ну вот пусть фильм «Анкета» сделает это за меня.      



Комментариев нет:

Отправить комментарий