Детская любовь на фоне слома империи
(«Прощай, СССР», реж. Лаури Рандла, Эстония, 91 мин.)
После падения империй проходит какое-то время, их ужасы забываются,
выветриваются из памяти, их монструозная неуклюжесть с расстояния выглядит
смешной, а потом, со временем, даже милой и забавной – и времена империи снова
входят в моду. В художественных переосмыслениях, понятно. Причём, поскольку
живём мы во всё более убыстряющееся время, то и сроки между обрушениями
различного рода глиняности колоссов и их пародийным переосмыслением становятся
всё меньше.
Что-то у эстонских кинематографистов в последнее время вошёл в моду Советский
Союз. Не так, как у их восточных коллег, у которых, порой складывается ощущение,
в наше время настолько всё хорошо и подконтрольно партии и правительству, что,
например, события детективных сериалов могут происходить исключительно в
семидесятые или, в крайнем случае, восьмидесятые годы. Но всё равно, и здесь
начинается какое-то умиление на тему того, что вот ничего не было, горошек в
банках и «Эммануэль» по финскому телевидению, а зато люди были чище да лучше. Что-то
мне подсказывает, что никакой в этом нет прямой корреляции, ну да ладно, пусть
обманываются как хотят.
Фильм Лаури Рандла «Прощай, СССР» - милый оммаж позднесоветскому времени.
Теоретически это должна была быть комедия, но прямо смеха-смеха не получилось,
получилась именно что сплошная непрекращающаяся милота. Милота, вызванная
несколькими обстоятельствами. Во-первых, несмотря на то, что речь в фильме идёт
уже о конце восьмидесятых и даже начале девяностых, временные рамки
повествования доходят до восстановления независимости страны, действие, тем не
менее, происходит в закрытом городе «Ленинград-9» (могу ошибаться в цифре, не
сконцентрировался, грешен), в котором совсем безо всякого труда угадывается
Силламяэ. Туда ветры свободы не задувают почти до самого конца, тем ироничнее,
что сейчас девизом города является «Город свежих ветров». Во-вторых, действие
истории разворачивается вокруг семьи финнов-ингерманландцев, которые между
собой говорят на очень странном языке, финском, с большими заимствованиями из
русского, звучит это несколько похоже на сетуский язык, но всё-таки по-фински.
Вероятно, это и есть ингерманландский, язык той самой Свободной Ингрии, за
которую в недалёком от нас городе на Неве можно угодить в кутузку, а напиток с
таким названием безнадёжно ждёт окончания пандемии в «Хрониках» на Некрасова (и
я туда приеду и выпью его, но это никак не связано с кино). В друзьях, а потом
во врагах, а потом опять в друзьях у них состоит семья чеченцев, чей
военнослужащий папа попал в Эстонию по приказу, и которые обращаются друг
к другу исключительно по имени-отчеству. Межнациональное фантасмагоричное
смешение языков придаёт фильму дополнительную безуминку.
В-третьих, реалии, конечно, узнаваемы и ностальгичны. Конфеты “Dumle”,
которыми лично я, например заедал водку всё в том же Петербурге во время
путешествия туда ещё аж с одноклассниками – примерно в то же время, в которое
разворачиваются события фильма. Жутко дефицитные (сейчас совершенно невозможно это
представить) в Советстком Союзе бананы, которые граждане даже не умели есть. Эстонские
панки поколения восьмидесятых, какие-то излишне гламурные в своих прикидах,
рвущиеся к свободе погромов под бессмертный трек Виллу Тамме. И много чего ещё.
И наконец, дети. История о первой детской влюблённости всегда работает
беспроигрышно. А при условии нахождения симпатичных актёров на главные роли так
и подавно. Николас Кузьмичёв, сыгравший Йоханнеса в фильме – обаятелен и
прекрасен. Про исполнительницу роли Веры я такого же сказать не могу, но
Николас вытягивает за двоих.
Милый фильм без большой смысловой нагрузки. Погрузиться в умело
воссозданную атмосферу и немного поностальгировать, не обращая внимания на тоже
характерные для эстонского кинематографа последнего времени странности с
выбором на роли русских персонажей не русских актёров (и ладно бы вариантов не
было), от чего их русский язык звучит местами натужно, а местами достаточно
беспомощно – мне кажется, именно этого авторы бесхитростного фильма и хотели. Советский
Союз, мимими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий