Русский чужой идёт
(«Спутник», реж. Егор Абраменко, Россия, 114 мин.)
В он-лайн прокат вышел фильм российского режиссёра Егора Абраменко (про
которого я ничего не знаю) «Спутник». Это фантастическая драма, уже получившая
в сети почти официальное прозвище «русский чужой». Хотя общего с классическим
фильмом Ридли Скотта – только уродец, вселившийся в главного героя картины,
советского космонавта Вешнякова. Очевидно, с момента появления первого «Чужого»
любые попытки визуализировать подселившийся в тело землянина инопланетный
организм обречены на то, чтобы выглядел он сходно с конструктами Ханса Руди Гигера.
Генетическое, возможно, что-то. Возможно, они и правда так выглядят, и это
всего лишь подсознательная память человечества, которая выуживает их на
поверхность плёнки и цифры.
Но, конечно, в российской фильме всё не так однозначно, как в Голливуде.
Хитрожопый гэбист (Фёдор Бондарчук) в какой-то очень странной форме, про
которого вот сразу понятно, что он себе на уме, привозит для работы с паразитом
молодую и мегаталантливую психологиню Таню (Оксана Акиньшина) – и тут
начинается драма. Потому что в российском варианте этот самый чужой не является
асболютным злом, его функцию, в течение фильма, перетягивает на себя хитрожопый
гэбист.
И то ли изоляция пагубно влияет на мозг, то ли это уже какое-то
возрастное сентиментальное размягчение, но хочется сказать, что кино-то,
скорее, неплохое. Понятно, что спецэффектам далеко до голливудских аналогов,
но, к чести их создателей, надо отметить, что подселенца видно иногда прямо
отчётливо и топорной работой от этих кадров не веет. Да и головы он откусывает
убедительно. Понятно, что основная интрига фильма оказывается довольно наивна и
как-то подобна чуковскому Тяни-Толкаю: нужно разделить Вешнякова и чужого – не
нужно их разделять – нужно разделить – не нужно – возможно- невозможно.
Понятно, что традиционный российский сентиментализм, в конечном итоге, не
выдерживает и переводит всё в плоскость чувств и человеческих отношений, путая
жанры, но и придавая некоторую дополнительную прелесть продукту.
И тем не менее. Во-первых, с точки зрения завязки и развития сюжета почти
до самого конца фильм выдерживает критику. Недаром в своём боксе в том
заведении, где его исследуют, Вешняков смотрит «Через тернии к звёздам» -
видимо, создатели «Спутника» пытаются таким образом подчеркнуть свою
преемственность по отношению к лучшим образцам советской кинофантастики. И, как
кажется, даже имеют на это право. Потому что, если ты трезво понимаешь - как
понимал режиссёр «Через тернии к звёздам» Ричард Викторов, и как, выходит,
понимает неизвестный мне Егор Абраменко – что спецэффектами и бдыщь-бдыщем тебе
никак за лучшими зарубежными аналогами жанра не угнаться, ты начинаешь искать
что-то другое. И если это другое – чувства и психология, то почему бы и нет.
Чем богата традиция, то мы и берём.
И ещё одно важное отличие этого фильма от многих и многих сегодняшних
продуктов российского кинематографа. В нём нет насаждаемого государственного
патриотизма и типичного для подобных творений «он русский и это многое
объясняет». Понятно, что на это, по-хорошему, и внимания обращать не стоит, в
нормальном произведении искусства, пусть даже зрелищного, оно так и должно быть
по дефолту, но так уж получается, так уж нас, зрителей-русофобов, закормили
подобными заиндевевшими студнями, что их внезапное отсутствие там, где их
подсознательно ждёшь весь фильм, кажется где-то даже глотком свежего воздуха.
За который «Спутнику» многое прощается.
Мне кажется, это достойное кино. Не фонтан «Треви», но маленький питьевой
фонтанчик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий