понедельник, 4 мая 2020 г.

Русский чужой идёт


Русский чужой идёт
(«Спутник», реж. Егор Абраменко, Россия, 114 мин.)

В он-лайн прокат вышел фильм российского режиссёра Егора Абраменко (про которого я ничего не знаю) «Спутник». Это фантастическая драма, уже получившая в сети почти официальное прозвище «русский чужой». Хотя общего с классическим фильмом Ридли Скотта – только уродец, вселившийся в главного героя картины, советского космонавта Вешнякова. Очевидно, с момента появления первого «Чужого» любые попытки визуализировать подселившийся в тело землянина инопланетный организм обречены на то, чтобы выглядел он сходно с конструктами Ханса Руди Гигера. Генетическое, возможно, что-то. Возможно, они и правда так выглядят, и это всего лишь подсознательная память человечества, которая выуживает их на поверхность плёнки и цифры.



Но, конечно, в российской фильме всё не так однозначно, как в Голливуде. Хитрожопый гэбист (Фёдор Бондарчук) в какой-то очень странной форме, про которого вот сразу понятно, что он себе на уме, привозит для работы с паразитом молодую и мегаталантливую психологиню Таню (Оксана Акиньшина) – и тут начинается драма. Потому что в российском варианте этот самый чужой не является асболютным злом, его функцию, в течение фильма, перетягивает на себя хитрожопый гэбист.

И то ли  изоляция пагубно влияет на мозг, то ли это уже какое-то возрастное сентиментальное размягчение, но хочется сказать, что кино-то, скорее, неплохое. Понятно, что спецэффектам далеко до голливудских аналогов, но, к чести их создателей, надо отметить, что подселенца видно иногда прямо отчётливо и топорной работой от этих кадров не веет. Да и головы он откусывает убедительно. Понятно, что основная интрига фильма оказывается довольно наивна и как-то подобна чуковскому Тяни-Толкаю: нужно разделить Вешнякова и чужого – не нужно их разделять – нужно разделить – не нужно – возможно- невозможно. Понятно, что традиционный российский сентиментализм, в конечном итоге, не выдерживает и переводит всё в плоскость чувств и человеческих отношений, путая жанры, но и придавая некоторую дополнительную прелесть продукту.

И тем не менее. Во-первых, с точки зрения завязки и развития сюжета почти до самого конца фильм выдерживает критику. Недаром в своём боксе в том заведении, где его исследуют, Вешняков смотрит «Через тернии к звёздам» - видимо, создатели «Спутника» пытаются таким образом подчеркнуть свою преемственность по отношению к лучшим образцам советской кинофантастики. И, как кажется, даже имеют на это право. Потому что, если ты трезво понимаешь - как понимал режиссёр «Через тернии к звёздам» Ричард Викторов, и как, выходит, понимает неизвестный мне Егор Абраменко – что спецэффектами и бдыщь-бдыщем тебе никак за лучшими зарубежными аналогами жанра не угнаться, ты начинаешь искать что-то другое. И если это другое – чувства и психология, то почему бы и нет. Чем богата традиция, то мы и берём.

И ещё одно важное отличие этого фильма от многих и многих сегодняшних продуктов российского кинематографа. В нём нет насаждаемого государственного патриотизма и типичного для подобных творений «он русский и это многое объясняет». Понятно, что на это, по-хорошему, и внимания обращать не стоит, в нормальном произведении искусства, пусть даже зрелищного, оно так и должно быть по дефолту, но так уж получается, так уж нас, зрителей-русофобов, закормили подобными заиндевевшими студнями, что их внезапное отсутствие там, где их подсознательно ждёшь весь фильм, кажется где-то даже глотком свежего воздуха. За который «Спутнику» многое прощается.

Мне кажется, это достойное кино. Не фонтан «Треви», но маленький питьевой фонтанчик.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий