среда, 18 декабря 2019 г.

Тёплый ламповый



Тёплый ламповый
(«Жутковатые истории», реж. Март Сандер, Эстония, 92 мин.)

П.И.Филимонов

В моём далёком советском детстве была по питерскому каналу телевидения одна передача. По первому каналу была такая чуть более пафосная и чуть более профессионально сделанная «В гостях у сказки», где показывали детские фильмы. Как правило, сказочные, что, собственно, явствует из названия. Там были прямо фильмы-фильмы, с предварительным их анонсом и, кажется, последующим обсуждением.

И была ещё другая передача, как я уже сказал, вроде бы тогда ещё ленинградского телевидения. Как сказала мне «Википедия» (сам бы я ни за что не вспомнил), она называлась «Сказка за сказкой». Там показывались не фильмы, а телеспектакли. Недостатки качества съёмок – потому что телеспектакли советского телевидения – это, чтобы вы понимали, не то же самое, что театральные представления, снятые на видео - компенсировались старанием и энтузиазмом участников. Это была какая-то совершенно отдельная эстетика, от которой, с одной стороны, за версту несло любительщиной, а с другой, видимо, осознавая технические несовершенства процесса, они старались брать контентом. Демонстрировались там нетривиальные сказки народов мира, поэтому по интересности содержания «Сказка за сказкой» лично для меня оставляла конкурентов позади.



Но это телевидение восьмидесятых. А мы говорим о кино десятых. В кино же десятых иметь только чуть-чуть улучшенную, по сравнению с телевидением восьмидесятых, картинку – несколько странно. Тем не менее, рождественский фильм Марта Сандера «Жутковатые истории» именно так и выглядит. Внезапно воскресшей и перенесшейся в будущее телепередачей из восьмидесятых. Ну, с учётом выросшего качества видеоаппаратуры. И это ощущение дежавю – оно всеобъемлюще. Артисты стараются как могут, сами по себе четыре истории, собранные в один киноальманах – небезынтересны, местами забавны, напоминают типичные святочные рассказы, страшилки-лайтс, где, с одной стороны, присутствует потустороннее, а с другой, оно всё-таки такое, домашнее и вовсе не страшное.

Четыре истории разных жанров. По большому счёту, ничем не объединённые, кроме фигуры режиссёра. Какие-то из них удались лучше, какие-то хуже. Нет, наверное, таких, которые бы совсем не удались. С учётом особенностей жанра и некоего старамодного шарма, с которым нам означенные новеллы преподносят.

Претензий к предлагаемому продукту, так-то, не слишком много. Что вы ни говорите, это не кино. Это слепленные в один кусок четыре телеспектакля разной продолжительности. Всё это может быть очень тёплым, милым и ламповым, но к кино это имеет мало отношения. Это снятый на плёнку театр. Другой жанр. Не плохой – хотя никаких открытий, конечно же, нам не несущий, но мы ничего особенного от рождественской постановки и не ждали. Беда в том, что в силу этой особенности визуального качества предлагаемого материала, очень трудно сконцентрироваться на чём-либо другом.

Есть, конечно, и ещё забавные моменты. В одной из историй появляются советские солдаты пятидесятых годов. Начальник их непременно ходит на операции по поимке «лесных братьев» при всех орденах и делает лицом мужественные гримасы, похожие, как водится, больше на нервный тик.

В общем, такой очень лайтовый местный продукт. Если бы такое кино снимали у нас в девяностые, оно могло бы даже, может быть, показаться достойным. Но в две тысячи девятнадцатом году всё-таки смотрится странно.      



Комментариев нет:

Отправить комментарий