К чему может привести неосторожное слово
(«Паразиты», реж. Пон Чжун Хо, Южная Корея, 132 мин.)
П.И.Филимонов
Всё-таки приятно, что наши прокатчики не первый год работают настолько
оперативно. Только в мае фильм получает Золотую пальмовую ветвь, а уже летом
он, как правило, демонстрируется в наших кинотеатрах. И мы можем своими
собственными глазами оценить выбор каннского жюри.
«Паразиты» великолепны и выверенны. Кажется, что в фильме нет ничего лишнего, вообще ничего. Пон Чжун Хо с самого начала знал, к чему ведёт и
привёл себя и нас туда максимально живописным путём. Тут важна именно не
краткость этой дороги, а её живописность, стремление проводника показать нам на
этой тропе несколько попадающихся по пути красивых мест. Время, затраченное на
перемещение, они не сильно удлинят, зато впечатление окажется полнее и
многограннее.
«Паразиты» начинаются как бытовая плутовская комедия, а заканчиваются чуть
ли не слэшером. При этом нельзя сказать, что переход этот как-то нелогичен и неоправдан. Логика фильма абсурдна, но в этой своей абсурдности она безупречна.
Если одна семья поступает таким образом, что, по очереди нанимаясь на работу в
богатый дом, скрывает свои родственные связи, то почему другая семья не могла
пойти ещё дальше? Если бывают люди, которых паразитами называют фигурально,
почему бы не предположить, что бывают и люди-паразиты в самом прямом биологическом
смысле слова? Если вам сказать, что вы пахнете тухлым редисом, вам понравится?
Вот и господину Киму предсказуемо не понравилось. И в рамках пугающей системы блоков
и противоходов, выстроенной Пон Чжун Хо в этом фильме, всё и разрешается так,
как разрешается.
Фильм Пон Чжун Хо чем-то отдалённо напоминает некоторые фильмы Такеши Миике,
а чем-то – «Боргмана» Алекса ван Вармердама, но без безбашенности первого и
мистики второго. Зло есть в каждом из нас и зло, по всей видимости,
неистребимо, и, более того, оно значительно привлекательнее добра, хотя бы с
точки зрения искусства и темы для эстетического высказывания. Хотя искать
мораль в подобных фильмах – дело уж точно не наше, пусть этим занимается
кто-нибудь ещё, кому это интересно.
Наше же дело – тщательно обследовать все необследованные помещения
собственного дома на предмет возможного обнаружения там неучтённых жильцов. И постараться
запомнить, что никогда не надо говорить человеку, что он дурно пахнет. Даже за
глаза не говорить о нём такого. Потому что мало ли – он всегда может лежать под
столом и подслушивать.
«Паразиты» прекрасны своей изобретательностью, пугающим правдоподобием и, в
отличие от многих других азиатских фильмов, по-западному выстроенным сюжетом,
за которым просто следить. Пон Чжун Хо, к счастью для неискушённого
европейского зрителя, не прибегает к каким-нибудь там буддийским умолчаниям или
дзэн-перескокам. Никаких тебе коанов, каждое следующее событие вытекает из
предыдущего. И вместе с тем, и несмотря на значительное количество кровищи в
конце, фильм оставляет впечатление насквозь ироничного, там и в прямом смысле
много смешного, кажется, что Пон Чжун Хо даже во время достаточно неожиданной
развязки всё равно держит фигу в кармане и немножко нас, своих зрителей,
надувает, что ли. И это тот случай, когда быть обманутым приятно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий