Омон Ра лайт
(«Лайко: цыган в
космосе», реж. Балаж Ленгиел, Венгрия-Россия, 90 мин.)
Как обычно, из всей обширной и
неохватной программы Пёффа, я выбрал три (иногда четыре, иногда пять, три –
минимум) картины достаточно рандомным способом и пишу здесь о той, которая,
пожалуй, оставила наибольшее впечатление. Всё время, пока длится венгерская
комедия про цыгана Лайоша Шербана, чьё уменьшительно-ласкательное имя Лайко, и
кто на самом деле, а никакая вовсе даже не собака, стал первым живым
организмом, вернувшимся с орбиты, меня не покидало лёгкое чувство дежавю и то,
что сейчас в интернетах называют желанием ванговать. Фильм Балажа Ленгиела
очень напоминает запрещённую недавно в России «Смерть Сталина», но, что ли, в
более дистиллированном виде. Если у фильма «Смерть Сталина» есть какая-то
историческая подоплёка, история, рассказанная там практически совпадает с тем,
что, по мнению исследователей эпохи, происходило в действительности, немного утрированы
характеры и некоторые второстепенные моменты (хотя расстрел Берии, конечно,
сложно причислить к таковым, но в целом сам факт расстрела имел место, пусть не
там, не так и не тогда, так что и здесь я не ввожу вас в заблуждение), то под историей
о Лайко не лежит ничего. Ничего, кроме буйной фантазии авторов, желания и
возможности продемонстрировать, что даже общеизвестные, казалось бы,
исторические факты можно взять и вывернуть на такую изнанку, что мало не
покажется, а покажется весело, задорно и как-то в положительном смысле
безбашенно.
Короче, что хотят нам рассказать авторы фильма, покушающиеся на
гораздо большую святыню для патриотов-почвенников, чем авторы «Смерти Сталина»?
По пунктам. Гагарин не был первым человеком в космосе. Для того, чтобы Юрка,
как его только и называет в фильме куратор космического проекта Леонид Ильич
Брежнев, полетел и успешно вернулся, нужны были предварительные испытания на
других людях. С вероятным летальным исходом. Поэтому, чтобы расходный материал
было не жалко, перед Гагариным (дико смешным в этом кино) в космос отправляют
всякий сброд из стран победившего социализма – венгерских цыган, недобитых
восточногерманских нацистов, монгольских буддистов, эстонских диссидентов. Уже
упоминавшийся Леонид Брежнев – гей, который вводит в обиход свой знаменитый
поцелуй взасос как раз с целью «спрятать дерево в лесу», как учила нас
коммунистическая партия и лично товарищ Гилберт Кит Честертон. Ну и так далее. Балаж
Ленгиел не щадит совсем никого, достаётся, как вы уже поняли, даже
братьям-эстонцам, чей борец за независимость – один из эпизодических, но комичных
персонажей фильма. Достаётся и венгерским революционерам 1956 года, в общем,
святого для создателей фильма нет поистине ничего. Даже белобрысый мальчик
Володя в гэбистской форме, которого зачем-то таскают на все испытания и перед
которым обычно ставится большая бутылка водки, хоть и не назван по фамилии, но
узнаваем.
И это однозначно хорошо. В отличие
от мэтра Никиты Михалкова, высказавшего в недавнем интервью Юрию Дудю крайне
странную мысль, что великая нация только та, у которой есть святые вещи, над
которыми нельзя смеяться, мы придерживаемся строго противоположного мнения сразу
по двум пунктам. Во-первых, смеяться и глумиться можно абсолютно надо всем и
над всеми. Во-вторых, любая нация по дефолту и велика, и мелка одновременно.
Но вдаваться в онтологические
полемики мы тут не будем, а скажем только, что чистая сатирическая комедия о
венгерско-цыганском космонавте Лайоше Шербане местами запрыгивает в фарс,
местами в кустурицеанского плана фантасмагорию, местами даже в драму, не
переставая при этом оставаться тем, чем, как мне кажется, его и снимали авторы.
Русский перевод этого выражения прозвучал бы двусмысленно, поэтому назовём его на
языке оригинала. Получился такой tongue-in-cheek фильм. Есть вероятность, что известно где его запретят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий