Взрослые и дети
(«Собачий остров», реж. Уэс
Андерсон, США, 90 мин.)
П.И.Филимонов
Есть много разных способов разделять человечество на группы и категории.
Люди, которые любят бананы, и люди, которые любят лук. Люди, которые приходят
вовремя, и люди, которые сидят на трубах. Люди, которые играют в игры, и игры,
в которые играют люди. Ни одно из этих разделений, с одной стороны, не будет
окончательным, но, со стороны другой, любое из этих разделений имеет совершенно
равное с любыми другими право на жизнь. Одним из самых универсальных и часто
используемых разделений человечества является его разделение на так называемых «собачников»
и так называемых «кошатников». Если вы относитесь ко второй категории, то полнометражный
мультфильм Уэса Андерсона совсем не для вас. Мультфильм режиссёра, которого
некоторые критики без зазрения совести при жизни именуют гением – исключительно
для тех представителей человечества, для которых слова «домашнее животное» и «собака»
являются синонимами. Даже нейтрально настроенный зритель рискует быть в этой
своей нейтральности поколебленным. Все нехорошие злодеи в этом мультфильме
имеют в качестве домашнего питомца кошек, все хорошие, безвинно страдающие и
задвинутые на задворки истории персонажи любят собак и выступают в их защиту.
Причина такой ненависти одного из главных отрицательных персонажей
мультфильма, мэра города Мегасаки господина Кобаяши, к собакам почему-то не объясняется, видимо, это в
данном случае совсем не главное. А главное – рассказываемая история, не в самой
обычной технике выполненный кукольный мультфильм, и бесконечная самоирония
японской части съёмочной группы. Ну или это придумал сам Уэс Андерсон (говорят, он всегда так делает), и тогда
он действительно большой молодец, как справедливо и утверждают те, кто это утверждает. В каждой непонятной ситуации главный
положительный герой мультфильма – Атари Кобаяши, приёмный сын своего изверга-отчима,
разрождается хайку, и это звучит наивно и уморительно. Я не думаю, что такие
пародии на японскую многозначительность и псевдопрозрачную краткость можно часто
услышать. Следовательно, серьёзным поклонникам японской культуры, которые не
готовы посмотреть на свой фетиш под другим углом зрения, этот мультфильм, пожалуй,
тоже противопоказан. Вообще от «Собачьего острова» остаётся лёгкое впечатление
пародийности. Но так всегда, по крайней мере, у меня, бывает от фильмов
Андерсона. Я почти не смотрел манга и
разные прочите хентаи, но есть ощущение, что мультфильм Андерсона в лёгкой
форме подтролливает и сами эти жанры, и их страстных поклонников.
Мультик милый, нескучный, не отягощённый морализаторством и интересно
сделанный. Но один вопрос всё-таки у меня остался. Насколько я понимаю – хотя,
по здравом размышлении, может быть, я и не понимаю – произведение позиционируется
как мультфильм для взрослых. Но ни в сюжете, ни в технике изложения, вроде бы,
нет решительно ничего такого, что может как-то не понравиться или вызвать какую
бы то ни было шоковую реакцию у детей. Разве что смерти. В обычных детских
мультфильмах смерти не часто изображаются на экране, здесь же Андерсон
старается быть со своими зрителями честным, раз история достаточно
криминальная, то и последствия у неё тоже вполне себе жёсткие, по меньшей мере,
для одного персонажа.
А так в остальном это правда очень милый мультфильм для семейного
просмотра. Со вдумчивыми детьми среднего, наверное, школьного возраста. Происходящими
из семей, воспитывающих собаку. Не увлекающимися японской культурой до изнеможения.
Ну и для всех остальных тоже. Каким-то откровением или новым словом в
мировой анимации его назвать сложно, но посмотреть, куда метнуло создателя «Фантастического
мистера Фокса» спустя почти десять лет после его первого мультфильма, конечно,
стоит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий