Слишком много икры
(«Я, Даниэль Блейк», реж.
Кен Лоуч, Великобритания-Франция, 100 мин.)
П.И.Филимонов
Вот хороший вроде бы режиссёр Кен Лоуч, по всем показателям. Послужной список,
то, сё, опыт опять же. Вот и тема вроде бы актуальная, тяжести жизни в
капиталистическом обществе для людей, которые, скажем, чуть подотстали от
стремительно уносящегося куда-то там поезда. Пожилого человека, лишившегося по
болезни работы, и матери-одиночки сложной судьбы. Вот и главный герой в
исполнении Дэйва Джонса вроде как такой симпатичный, что сил нет, и мастер на все
руки он, с чувством юмора у него всё в порядке, добрый, отзывчивый, людям
помогает. И жалко вроде его, естественно: в борьбе одинокого, компьютерно
неграмотного (что особенно подчёркивается) пожилого человека с системой
победитель известен заранее.
А вот не цепляет «Я, Дэниел Блейк». Вот все вроде как компоненты, полагающиеся
цепляющему фильму, налицо, а не цепляет. Смотришь за перипетиями жизни героя
холодно и даже равнодушно. Потом начинаешь думать, что с тобой не так. Может,
ты просто бесчувственная скотина, в чём тебя неоднократно и обвиняли за твою
умеренно насыщенную событиями жизнь? Или не можешь сжиться с героем в силу возрастных
различий? Может, рассказ о тяжёлой судьбе молодой девушки, например, или о трагичной жизни беспризорных детей в каких-нибудь трущобах Калькутты проняли бы
тебя больше? Не знаю. Всё может быть. самым простым объяснением видится вот
какое. Всё это нам уже показывали. Не раз, не два и не три. Я навскидку помню
шведский фильм «Вторая жизнь Ове» примерно той же тематики. Там, правда, старик
мучается проблемами не столько социальными, сколько экзистенциальными, но суть от
этого меняется крайне мало. И, думается, что таких фильмов есть ещё. Про
одиноких стариков (почему-то стариков, мужчин, в смысле, в таких фильмах
эксплуатируют больше, чем женщин, видимо, потому что мужчины в среднем живут
меньше, и одни остаются реже, так что их и жальче), которым какие-то
обстоятельства в частности, или несправедливое устройство общества в целом не
дают спокойно дожить тот маленький остаток лет, который у них ещё есть. С самого
начала читавшейся смертью главного героя в конце.
Как мы все знаем из классики советского кино, даже красная икра может
человеку опостылеть. И, кажется, история с «Даниэлем Блейком» очень на это
похожа. Нет, опостылеть грамотно скроенное кино нам пока что всё-таки не может,
но равнодушными, как уже было сказано, делает. И это, к сожалению, вопрос
первенства, как бы банально это ни звучало. Кен Лоуч, если бы вдруг ему взбрело
в голову поговорить со мной об этом, мог бы сколько угодно утверждать, что
замысел «Даниэля Блейка» пришёл ему в голову, ещё в начале двухтысячных, когда
никаких «Ове» ещё и в проекте не было. И я даже ему поверю. Но я видел шведский
фильм (и возможно, какие-то ещё подобные, сейчас не помню, но устойчивое ощущение
затасканности материала не может базироваться на одном-единственном фильме)
раньше. И поэтому «Я, Даниэль Блейк» уже не зашёл. Ну или не так зашёл, как мог
бы.
А так да. Так – классический Лоуч. Полудокументальная стилистика. Английская
глубинка. Простые люди с их простыми проблемами. Не унывающий, несмотря на все
невзгоды, старик. Умирающий в конце, что, повторюсь, не является никаким
спойлером, ибо ясно с самого начала. Лоучу и самому уже восемьдесят лет, и,
может быть, это и есть второе простое объяснение увиденному? Он просто снимал о
том, что интересно ему в силу его возраста, проецируя судьбу своего персонажа
на свою собственную. Или наоборот. Или нет. И просто мы с ним здесь не совпали.
А эмпатии не хватило. Видимо, она как-то странно в моём организме распределена.
Проэмпатировав какому-либо далёкому от себя горю один раз, второй раз
эмпатировать тому же самому я не могу. Ну, не Даниэль я Блейк, что там
говорить. Это не значит, что все такие же.
Комментариев нет:
Отправить комментарий