(«Водолей», реж. Клебер
Мендонка Фильо, Бразилия, 140 мин.)
По-моему, это первый бразильский фильм, который я посмотрел в принципе. Не
считая сериала «Рабыня Изаура», который занял какую-то часть моего босоногого
детства, да фильмов для взрослых, которыми эта страна тоже в некотором роде
славится. Из серьёзного кинематографа – точно первый. И что я хочу сказать по
этому поводу. Понятно, что в наше время снимать научились везде, и снимать
неплохо. Что отсутствие или наличие традиций ни о чём не говорит вообще. Да и
что-то мне подсказывает, что с традицией как раз там всё в порядке, в каждой
большой стране должна быть развита национальная киноиндустрия просто по
дефолту, а то, что эти фильмы просто не доходят до нас, так это тоже так
исторически сложилось. Но что приятно – национальный колорит остаётся даже вот
в фильмах вроде «Водолея», где в чисто сюжетном смысле никакой этнографии вроде
бы не заложено. «Водолей» повествует о борьбе стареющей, но ещё крепкой женщины
Клары за право жить в своём родном доме с компанией по развитию недвижимости.
Тривиальная и лишённая национальности ситуация – компания хочет снести один из
старых домов в одном из старых районов Рио-де-Жанейро, чтобы отгрохать там
новый многоквартирный небоскрёб. Всем жильцам предлагают денежные компенсации,
и они безо всяких проблем съезжают. В доме остаётся одна Клара, которая
выселяться отказывается наотрез, мотивируя это тем, что в этом доме она выросла
сама, вырастила своих детей, пережила смерть мужа и победила рак, и умереть
собирается тоже в нём же. Формальных юридических оснований выселить её
принудительно у компании нет, и начинается это неравное противостояние человека
и системы. Кларе пакостят, мелко и покрупнее, пытаясь заставить её
переселиться, она упирается и не сдаётся.
Такое вот довольно бесхитростное кино с довольно интересным поворотом
сюжета в самом конце, казалось бы, ну что неожиданного можно выдумать в
концовке такой истории, а вот Клеберу Мендонке Фильо это удаётся, и тут,
кстати, тоже на помощь приходит национальный колорит. Ни в Эстонии, ни в любой
другой европейской стране такая концовка была бы в принципе невозможна. Не буду
спойлерить, но, надеюсь, заинтриговать удалось.
Прелесть «Водолея» совсем не в этом. Дело в том, что главная героиня Клара
– в прошлом музыкальный критик, и дома у неё совершенно нереальных размеров
коллекция винила, как, впрочем, и музыки на других носителях. В жизни я такую
видел только один раз, у своего финско-узбекского знакомого меломана. И Клара в
том или ином эпизоде фильма подбирает музыку под своё эмоциональное состояние,
музыку, иллюстрирующую те или иные события в её жизни, музыку, уносящую её в
мир её воспоминаний. Ставит её на проигрыватель, и она, соответственно, оттуда
звучит. Чаще это бразильская музыка, о которой, так же точно, как и о кино, я
совсем ничего не знаю. Но от этого незнания её прелесть, пожалуй, только
возрастает. Потому что у бывшего
музыкального критика вкус хороший по определению, и музыка, при всём её
разнообразии, звучит приятная, ненавязчивая, лёгкая, атмосферная. Мне кажется,
что это кино, особенно его звуковую дорожку, нужно продвигать в среде
каких-нибудь креативных диджеев. Не лишком напрягаясь можно с лёгкостью
надыбать материала на небанальный тематический сет.
Ну и ещё одна вещь. В последнее время всегда, когда я слушаю музыку
шестидесятых или семидесятых, на меня накатывает какая-то неожиданная
ностальгия. Что вообще говоря, невероятно странно, потому что в то время я не жил,
и ностальгировать особенно не по чему. Это можно назвать ностальгией по
молодости моих родителей, по тому времени, в котором, как мне кажется, было
что-то такое, чего я не могу объяснить, но чего мне сейчас безумно не хватает.
Скорее всего, это связано с моим физическим старением, организм понимает, что
это нечто необъяснимое, но желанное, уже, наверное, недостижимо, оттого и
впадает в неясную грусть. «Водолей» стал мощнейшим триггером для этого
ощущения. Ну а эмоции – это именно то, за чем я и хожу в кино.
Комментариев нет:
Отправить комментарий