воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Кино для диджеев

(«Водолей», реж. Клебер Мендонка Фильо, Бразилия, 140 мин.)
По-моему, это первый бразильский фильм, который я посмотрел в принципе. Не считая сериала «Рабыня Изаура», который занял какую-то часть моего босоногого детства, да фильмов для взрослых, которыми эта страна тоже в некотором роде славится. Из серьёзного кинематографа – точно первый. И что я хочу сказать по этому поводу. Понятно, что в наше время снимать научились везде, и снимать неплохо. Что отсутствие или наличие традиций ни о чём не говорит вообще. Да и что-то мне подсказывает, что с традицией как раз там всё в порядке, в каждой большой стране должна быть развита национальная киноиндустрия просто по дефолту, а то, что эти фильмы просто не доходят до нас, так это тоже так исторически сложилось. Но что приятно – национальный колорит остаётся даже вот в фильмах вроде «Водолея», где в чисто сюжетном смысле никакой этнографии вроде бы не заложено. «Водолей» повествует о борьбе стареющей, но ещё крепкой женщины Клары за право жить в своём родном доме с компанией по развитию недвижимости. Тривиальная и лишённая национальности ситуация – компания хочет снести один из старых домов в одном из старых районов Рио-де-Жанейро, чтобы отгрохать там новый многоквартирный небоскрёб. Всем жильцам предлагают денежные компенсации, и они безо всяких проблем съезжают. В доме остаётся одна Клара, которая выселяться отказывается наотрез, мотивируя это тем, что в этом доме она выросла сама, вырастила своих детей, пережила смерть мужа и победила рак, и умереть собирается тоже в нём же. Формальных юридических оснований выселить её принудительно у компании нет, и начинается это неравное противостояние человека и системы. Кларе пакостят, мелко и покрупнее, пытаясь заставить её переселиться, она упирается и не сдаётся.
Такое вот довольно бесхитростное кино с довольно интересным поворотом сюжета в самом конце, казалось бы, ну что неожиданного можно выдумать в концовке такой истории, а вот Клеберу Мендонке Фильо это удаётся, и тут, кстати, тоже на помощь приходит национальный колорит. Ни в Эстонии, ни в любой другой европейской стране такая концовка была бы в принципе невозможна. Не буду спойлерить, но, надеюсь, заинтриговать удалось.


Прелесть «Водолея» совсем не в этом. Дело в том, что главная героиня Клара – в прошлом музыкальный критик, и дома у неё совершенно нереальных размеров коллекция винила, как, впрочем, и музыки на других носителях. В жизни я такую видел только один раз, у своего финско-узбекского знакомого меломана. И Клара в том или ином эпизоде фильма подбирает музыку под своё эмоциональное состояние, музыку, иллюстрирующую те или иные события в её жизни, музыку, уносящую её в мир её воспоминаний. Ставит её на проигрыватель, и она, соответственно, оттуда звучит. Чаще это бразильская музыка, о которой, так же точно, как и о кино, я совсем ничего не знаю. Но от этого незнания её прелесть, пожалуй, только возрастает.  Потому что у бывшего музыкального критика вкус хороший по определению, и музыка, при всём её разнообразии, звучит приятная, ненавязчивая, лёгкая, атмосферная. Мне кажется, что это кино, особенно его звуковую дорожку, нужно продвигать в среде каких-нибудь креативных диджеев. Не лишком напрягаясь можно с лёгкостью надыбать материала на небанальный тематический сет.
Ну и ещё одна вещь. В последнее время всегда, когда я слушаю музыку шестидесятых или семидесятых, на меня накатывает какая-то неожиданная ностальгия. Что вообще говоря, невероятно странно, потому что в то время я не жил, и ностальгировать особенно не по чему. Это можно назвать ностальгией по молодости моих родителей, по тому времени, в котором, как мне кажется, было что-то такое, чего я не могу объяснить, но чего мне сейчас безумно не хватает. Скорее всего, это связано с моим физическим старением, организм понимает, что это нечто необъяснимое, но желанное, уже, наверное, недостижимо, оттого и впадает в неясную грусть. «Водолей» стал мощнейшим триггером для этого ощущения. Ну а эмоции – это именно то, за чем я и хожу в кино. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий