суббота, 25 февраля 2017 г.

Мораль как неотъемлемая часть басни

Мораль как неотъемлемая часть басни
(«Герои», реж. Яак Кильми, Эстония, 92 мин.)
Есть достаточно много классификаций, которые можно применять к такому незаслуженно обижаемому кинофриками жанру, как комедия. Бывают комедии лирические, которые так любил среднестатистический советский зритель, во всяком случае, по мнению людей, отвечавших в той стране за кино. Бывают комедии классические, то есть, поставленные по классическому произведению литературы, которое на данный конкретный момент времени уже поистаскалось на ухабах истории и именно что свою комическую остроту подрастеряло. Комедии положений, комедии характеров, комедии нравов, мало ли бывает комедий.
Мне ближе всего две классификации. Я делю все комедии, которые случается видеть, по горизонтали на смешные и несмешные (последних, к несчастью, значительно больше), а по вертикали – на комедии с моралью и без. Надо ли отдельно останавливаться на том факте, что на мой, давно набивший всем оскомину взгляд, любое произведение искусства, а кинематограф, как говорили некоторые вырванные из контекста политики начала прошлого века, является неотъемлемой его частью, не имеет с этическими категориями морали и нравственности ничего общего? Так что комедии с моралью в моём личном рейтинге находятся ближе к его минусовой части.  




Фильм Яака Кильми «Герои», о приключениях трёх эстонских фарцовщиков времён поздней советской оккупации, в обетованной для них Швеции, получился немного странным гибридом. Он смешной, этого не отнять. Смешной достаточно часто, и по разным поводам, что отличает хорошо снятую комедию. Смешной временами ситуативно, а временами по части характеров, каждый из которых достаточно ярок, но просто фосфоресцирующим пятном выделяется из них роль физкультурника и сексуального гиганта Эйнара по прозвищу Шкаф (или «Дубина», как почему-то перевели те, о ком мы не будем, слово kapp) в исполнении Вейко Порканена. Местами фильм просто смешной, местами очень смешной, местами уморительный. Разумеется, ещё и потому, что присутствует небольшой элемент узнавания. Я немного помладше, чем герои «Героев» (красота тавтологии!), но моя первая реакция на многие вошедшие в мою жизнь блага западной цивилизации была сходной. Сюжет фильма выстроен так, что тему эту можно эксплуатировать с безбрежной благодарностью. Трое удачливых фарцовщиков, занимающихся бизнесом по-советски, естественно, у гостиницы «Виру» с привлечением финских туристов, под страхом тюрьмы, решают нелегально бежать в Швецию через Финляндию. В конечном, итоге, это им удаётся, но на пути, разумеется, встречается куча разных смешных препятствий, во многом вызванных как раз тем, что персонажи, при всём своём псевдозападном – по сравнению с оставшимися на родине гражданами – внешнем лоске, внутри - глубоко пропитанные советской эссенцией люди. Ну, и когда они оказываются в Швеции, собственно, приключения не заканчиваются. Внезапно оказывается, что там нужно работать, никаких лёгких денег не предвидится, земля обетованная не такая уж и обетованная. Но не на таковских напали. В общем, они ещё долго и забавно дёргаются, балансируя на грани своего вывезенного из СССР восприятия мира и реалий этого самого мира, воцарившегося теперь вокруг них.

Всё это, повторюсь, смешно и замечательно, но в конце режиссёр Яак Кильми для чего-то приклеил мораль. Да, напрашивавшуюся, да, возможно, даже вытекавшую из логики событий, но вы же снимали комедию, господа! Комедию! Зачем же вот так брать и портить послевкусие. Окей, возможно, таких зрителей, как я, не так уж и много, и среднестатистический посетитель кинотеатра как раз в такой концовке и нуждается. От себя же могу сказать, что, если бы вы не ударились вот в эту обычную тягомотину о возделывании своего садика, о том, что tee tööd ja näe vaeva и так далее, моя оценка вашего опуса была бы выше. Она и так высокая, но конец я бы переснял. Или отрезал.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий