понедельник, 20 октября 2025 г.

Око за око

 

Око за око («Простая случайность»/ یک تصادف ساده, реж. Джафар Панахи, Иран-Франция, Люксембург, 105 мин.)

П.И.Филимонов

При всех сходствах всех диктатур мира, есть всё-таки в них и различия. Различия эти, конечно, главным образом объясняются культурой порабощённых народов, разницами в их мировосприятии и прочими тонкими материями. Например, в той же самой России представить себе историю, которую снял Джафар Панахи в «Простой случайности», во всяком случае, лично я не могу. Во-первых, просто не помещается в голове состоятельность простых людей в борьбе против спецслужб. Во-вторых, в фильме Панахи довольно много смешного, и я не знаю, это особенности личного восприятия мира режиссёром или неведомый мне персидский менталитет, когда даже в самой страшной ситуации, даже над людьми, которым ты больше всего в этой ситуации сочувствуешь, можно – и нужно – весело подтрунивать.


Хотя страшна ситуация, показанная Панахи в его новом фильме, только во флэшбеках и в потенциале. Случайным образом в руки маленькой группы оппозиционно настроенных граждан попадает сотрудник иранских спецслужб, известный своей жестокостью. В своё время всех их он  пытал - либо физически, либо морально.

Хотя как оппозиционно настроенных? Все они живут своими маленькими жизнями, просто стараются не высовываться, не идут свергать Путина (зачёркнуто) Хаменеи, а стараются в быту сохранять человеческое достоинство. Ещё одно несходство с более известными нам диктатурами – всех этих людей так или иначе выпустили из тюрьмы, более-менее дали жить нормальной жизнью, хотя опять же, я, скорее всего, просто чего-то не знаю.

И вот эта очень странная компания в составе работника автомастерской, фотографини, парочки будущих новобрачных и Хамида, который единственный из всех настроен радикально, но от этого пребывает немножко не в себе, мотается с упакованным в ящик спецслужбистом по городе и пытается решить, что с ним сделать. Самое простое, но и самое опасное решение – убить. Все другие варианты тоже обсуждаются.

И, в целом, Панахи рассматривает в контексте этой истории вопросы возмездия, непротивления злу насилием и прочее интеллигентское противостояние власти. Когда очень хочется, чтобы твоя точка зрения восторжествовала, но совершать что-либо грязное в то же время ты не готов.

Вопрос довольно болезненный, на самом-то деле. И решать его приходится и в процессе противостояния диктатурам, и ещё большим ребром он встанет после того, как вменяемость победит всё то безумие, что сейчас творится.

Потому что не очень как-то получается хлебать буйабесы и залезать на разные причудливые предметы одновременно.

Как мы все знаем, самого Панахи на родине неоднократно арестовывали, запрещали и не выпускали его фильмы, запрещали ему снимать и так далее. Так что режиссёр не понаслышке знает о том, на что способны власти, и конец «Простой случайности», хотя и предсказуемый, ставит лишний вопрос о методах борьбы.



Комментариев нет:

Отправить комментарий