пятница, 3 октября 2025 г.

Скортино, так же известный как Тарансезе

 

Скортино, так же известный как Тарансезе («Битва за битвой»/“One Battle After Another“, реж. Пол Томас Андерсон, США, 162 мин.)

П.И.Филимонов

Наверное, нельзя так принижать Пола Томаса Андерсона, которого знают и любят миллионы маленьких любителей кино во всём мире. Наверное, он обладает индивидуальным почерком и неповторимым узнаваемым вайбом, который невозможно спутать ни с каким другим режиссёром, что он и доказал нам в «Магнолии», «Лакричной пицце», много где ещё. Тем не менее, когда смотришь «Битву за битвой» очень часто невозможно отделаться от ощущения, что ты смотришь новый прекрасный фильм Тарантино. А местами – что ты пересматриваешь «Волка с Уолл-стрит».



Тарантино – в силу общей абсурдности происходящего. Происходит много стрельбы, все (как когда-то писал классик) убивают всех, все куда-то бегут, кого-то догоняют или от кого-то убегают, кровища льётся рекой, взрывы туманят воздух, пули свистят буквально над Бродвеем. При этом герои умудряются в процессе всего этого вести уморительные диалоги и местами попадать в довольно абсурдные ситуации, из которых выбираются не менее абсурдными способами.

Скорсезе – потому что в тот момент (заспойлерю), когда обдолбанный персонаж Леонардо ди Каприо именно в силу своей обдолбанности забывает важный пароль, его игра до умопомрачения напоминает тот эпизод в «Волке с Уолл-стрит», когда его же персонаж, только ещё пуще обсаженный, пытается сесть в машину и вообще перемещаться в пространстве, что даётся ему с большим трудом. Ди Каприо, то ли в силу личного опыта (чего, конечно, никак быть не может), то ли в силу гениальности актёрского дара, как никто умеет играть угашенных людей. Как никто в современном кинематографе, дай ему бог здоровья, и я серьёзно по обеим частям предложения.

Несмотря на эти дежавюшные ощущения, фильм, конечно, хорош. Его уже объявили в числе главных претендентов на Оскар, хотя оскарогонка ещё даже толком не началась. И с этим, пожалуй, нельзя не согласиться. Фильм впечатляет не только своим ритмом (за без малого три часа скучно не становится ни разу) и очень неожиданными (местами) твистами, но и, конечно, шикарным кастом. Помимо ди Каприо, которому, кажется, уже никому не надо ничего доказывать, и который, тем не менее, находит для даже схожих персонажей какие-то новые краски, как же прекрасен здесь Шон Пенн. Как он ходит, ка кон говорит, как он изображает страсть. Притом страсть, для него запретную. Как он великолепен в своей заключительной сцене. Думаю, что если кто-то из актёров и будет выдвигаться от этого фильм на Оскар с большими шансами его получить, то это именно Шон Пенн. И как прекрасно танцует пойманный ментами  дель Торо, от которого весь фильм ждёшь, что он вот-вот включит своё кунфу, а он – нет, не включает, и опять не включает, и снова не включает.

В фильме ещё и много политики. Причём политики отчасти такой же сумбурной, как и сам фильм. Весь сюжет закручивается из-за того, что персонаж ди Каприо и его бывшая, она же мать его дочери, в молодости состоят в одной революционной группировке. За что она борется, с кем она борется, чего она хочет – хрен пойми. Борьба ради борьбы, как в другое время было искусство ради искусства. Всё хорошее и левое против всего плохого и правого. Или наоборот. Это же не важно, важно обозначить. Единственное, в чём уверен сам Андерсон и его актёры (да и мы, зрители, тоже, что уж там) – это что расизм – плохо. Расисты в фильме очень смешные. А, пожалуй, самый лучший способ как-то дёрнуть любое политическое движение – это его высмеять. Что Андерсену прекрасно удаётся. И этим «Битва за битвой» тоже хороша.

В общем, чего я вам рассказываю. Такие фильмы надо смотреть. Кажется, на нынешнем сомнительном общем фоне это грозится стать одним из знаковых фильмов года.



Комментариев нет:

Отправить комментарий