Чикитита («Последний викинг»/“Den sidste viking”, реж. Андерс Томас
Йенсен, Дания-Швеция, 116 мин.)
П.И.Филимонов
Давайте начну с громкого заявления. Это – тоже один из лучших фильмов года.
Тоже – потому что, кажется, я уже свалил в эту кучку несколько произведений
кинематографического искусства. Он относится к таковым отчасти потому, что год,
в целом, выдался не так, чтобы очень уж богатым на хорошее кино. Так что
критерии немножко размываются. И всё же, «Последний викинг» - далеко не рядовая
картина сразу по многим причинам.
Первая причина – это, нет, не ты, а Мадс Миккельсен, играющий одну из
главных ролей. Как-то так получается, что в плохих фильмах он не снимается.
Может быть, конечно, я пристрастен, но я не помню ни одного фильма с
Миккельсеном, который опускался бы ниже определённой планки качества. Вторая
причина – он местами очень смешной. Не могу не привести один пример, для чего
придётся значительно отклониться от курса обсуждения.
Фильм рассказывает историю двух братьев, один из которых отсидел в тюрьме
16, что ли, лет за ограбление банка. А перед тем, как сесть, доверил
остававшемуся на свободе брату спрятать награбленное. Тот спрятал, вопросов
нет, но за время, проведённое первым братом в тюрьме, успел заболеть
диссоциативным расстройством личности, так что он больше не откликается на имя
Манфред (его-то и играет Миккельсен, кстати говоря). Он теперь ни много ни мало
как Джон Леннон. И где деньги, он, естественно, тоже не помнит. Чтобы он
вспомнил, один сомнительный тип советует его брату воссоздать привычную для
него обстановку. Брат Анкер вместе с типом привозят из другой психиатрической
больницы человека, который считает себя Ринго Старром, а из Швеции – самого
колоритного персонажа фильма, мужчину какой-то ассирийской внешности, который
одновременно является Полом Маккартни, Джорджем Харрисоном и до кучи Бьорном
Улльвеусом из «Аббы». И вот, когда
группа более-менее сыгрывается и готова дать свой первый концерт перед
несколькими сочувствующими собравшимися, они как раз и начинают играть песню
«Аббы». При этом они – «Битлз». В пересказе выглядит так себе, но, поверьте,
это правда очень смешно.
Ну и третья причина, по которой этот фильм стоит вашего внимания – он про
инклюзивность. Он про понимание, он про семейные ценности. Он про семейное насилие, про травмы и способы с ними
справляться. И говорит обо всём этом он
не с традиционной для всей этой повестки назидательностью, а через чёрный юмор
с отрубленными пальцами, изуродованными лицами и проткнутыми гвоздевым
пистолетом ногами.
Обрамляет историю отдельный прекрасный мультфильм, созданный по детской
книжке, которую в течение фильма пишет один из персонажей. Про племя викингов,
один из членов которого во время боя потерял руку. Тогда вождь племени, чтобы
тому не было обидно, приказывает отрубить по одной руке всем членам племени.
Нетрудно предположить, в какую сторону выруливает эта история к концу кино.
Короче, с изобретательностью по части сюжета у Йенсена всё по-прежнему
хорошо. А банальность посыла – ну слушайте, ну добро в мире всегда было
довольно банально, и как будто сложно открыть в этой сфере жизни что-либо
принципиально новое, да и нужно ли это, если Пол – на самом деле Бьорн, а ваша
блондинистость и голубоглазость – это ваш собственный выбор.
Не забудьте только поставить руну там, где опасно.

Комментариев нет:
Отправить комментарий