четверг, 9 октября 2025 г.

Песни апокалипсиса

 Песни апокалипсиса («Конец света»/“The End“, реж. Джошуа Оппенхаймер, Дания-Германия-Ирландия-Италия-Великобритания-Швеция, 148 мин.)

П.И.Филимонов

 

Об этом фильме хочется сказать словами Руслана PX – в конце все танцуют и поют. В целом, этим сюжет фильма более-менее и исчерпывается. Нам показывают некий пост-апокалиптический бункер, который построила для себя богатая и влиятельная семья – потому что может – где она и спасается, точнее, уже спаслась. Спасается не очень понятно, от чего, то есть, ну мы понимаем, что там, наверху, что-то произошло, что-то ужасное, всё человечество погибло к хренам – но почему точно, нам не сообщают. Это точно не была ядерная война, потому что в этом случае на неё были бы рассыпаны разные намёки. Члены семьи и их доверенные приближённые (с собой в будущее они взяли одну подругу матери, одного врача по понятным причинам, и кого-то типа дворецкого) намекают нам на какую-то климатическую катастрофу, но в подробности не вдаются.



В семье есть сын, который, как нам однажды сообщают, родился уже в бункере. На момент начала фильма ему – ну сколько – ну лет, допустим, двадцать пять, так что вся эта история тянется уже довольно давно.

Ещё и потому не могло быть там ядерной войны, что на поверхности планеты вымерли далеко не все. Так, однажды в их подземный мир каким-то образом (тоже непонятно, как, но в контексте фильма режиссёр не заморачивается поисками ответа на этот вопрос) просачивается молодая девушка, которая вот-вот ещё только вчера была со совей выживающей (но не выжившей) на поверхности семьёй.

Девушка становится катализатором и лакмусовой бумажкой. Примерно как молодой человек в «Теореме» Пазолини, но гораздо, гораздо, гораздо, в сто тысяч раз более лайтово. Выясняется, что все врут, что очень многое из того, что молодой человек принимал за чистую монету, было умолчанием, вымыслом, ложью во спасение, придуманной его родителями или избранными приближёнными с целью – ну вероятно, просто не затруднять мальчику моральные аспекты существования. Всем тяжело физически – хотя по кадрам повседневной жизни бункера так и не кажется – зачем ещё добавлять ненужных душевных страданий?

Всё бы ничего, но это мюзикл. В напряжённые моменты, когда у персонажей заканчиваются слова и логические диалоги стремятся к нулю, они начинают петь протяжные песни о смысле жизни. Периодически ещё и танцуя при этом.  Как в большинстве мюзиклов, это никак не оправдано сюжетом, поэтому выглядит максимально кринжово. Самое маловероятное, что мне бы хотелось делать в случае моего выживания после конца света – это петь и танцевать. С другой стороны, если всего человечества осталось примерно семь человек, то как бы и позориться особенно не перед кем.

Как будто мы видели уже мюзиклы примерно обо всём, почему бы нам не посмотреть постапокалиптический мюзикл. Хотелось бы знать, сама ли поёт, например Тильда Суиндон (играющая мать), но это так, чисто праздное любопытство. На самом деле кажется, что режиссёр просто набивал таким образом хронометраж. С песнями фильм получился раза в полтора длиннее, чем был бы без них, а произведение кинематографического искусства продолжительностью в два с половиной часа априори выглядит солидно и претендует на высказывание.

Даже если его и нет. Ну да, все врут, но что мы, не знали что ли?   



Комментариев нет:

Отправить комментарий