понедельник, 13 октября 2025 г.

Не надо было и начинать

 

Не надо было и начинать («Новые деньги»/“Uus raha“, реж. Райн Ранну, Эстония,100 мин.)

П.И.Филимонов

Это – довольно традиционный для эстонского кино последнего времени сиквел. Почему-то у нас уж если снимают комедию, то обязательно в нескольких частях. То ли лень придумывать новую историю, то ли старая кажется настолько выигрышной, что можно покормиться за её счёт ещё какое-то время, то ли у них остаётся некоторое ощущение незавершённости.



«Новые деньги» - сиквел комедии того же режиссёра «Свободные деньги», снятой 2 года назад. Видимо, настолько искромётной и запоминающейся, что я совсем не помню её сюжет, хотя точно писал о ней здесь, в «Киноптикуме». Логика позволяет состроить правдоподобное предположение, что в первой части герои Мярта Пиуса и Стеффи Пяхн усердно пытались разбогатеть. И вот во второй части им это удалось. Теперь у них есть пятьдесят миллионов евро. Правда, есть некоторая загвоздка, а точнее, даже не одна. Во-первых, деньги их лежат в крипте, и достать их оттуда, перевести в ту валюту, которая позволяла бы их тратить, не так-то просто. Во-вторых, вокруг них сразу образуется значительное количество людей, которые хотят эти их деньги у них выманить, отнять, украсть, под самыми разными соусами. Инвесторы, продавцы неведомой ерунды и просто воры так и клубятся, особенно вокруг персонажа Пиуса, беды которого усугубляются его любовью к винишку и неумением вести себя в соответствии со своим новым статусом богатого человека.

Конкретно он выбалтывает всё то, что его приятель и финансовый консультант (Джим Ашилеви) просит его не выбалтывать. Во что он собирается вкладываться, во что не собирается и так далее.

С винишком ещё сложнее. Винишко делает с персонажем Пиуса страшные вещи. Ровно то, что казалось ему дорого и нерационально в трезвом виде, он прямо бежит и торопится покупать под винишком. И чем больше винишка он в себя вливает, тем большие суммы и тем более безрассудно он тратит.

Что, собственно, и создало сюжет. В том смысле, что львиная доля комических эффектов этого фильма возникает как раз из-за несоответствия манеры поведения трезвого Таави (так зовут героя Мярта Пиуса) и его же манеры поведения в пьяном виде. Вторая часть смешного создаётся за счёт прекрасного непрофессионализма пилота частного самолёта, который Таави как-то под винишком и прикупает.

Эта часть смешная. Не могу сравнивать с предыдущей, потому что просто не помню, но отдельно взятый фильм «Новые деньги» - местами довольно смешной. Режиссёр и вся съёмочная группа как будто хотят нам сказать, что если ты никогда не был богатым, то и начинать уже не стоит – неизбежно выставишь себя на посмешище. Что, в случае комедии, и есть самое главное.

А потом уже вся та штука, которую нам попутно втюхивают в самом конце фильма. Что любовь не тонет, любовь не горит, семья – самое важное и так далее. Ну да, это тоже. Но комедия – не совсем про это. И главное, что делает комедию комедией, в «Новых деньгах» есть.



Комментариев нет:

Отправить комментарий