суббота, 14 июня 2025 г.

Царство женщин

 

Царство женщин/ («Бриллианты»/“Diamanti“ реж. Ферзан Озпетек, Италия, 132 мин.)

 

П.И.Филимонов

 

Почему-то сложилось так, что в южных странах культ матери, культ женщины вообще как-то гораздо более заметен, чем в странах северных. Вот эти женские царства, столь актуальные для Италии или Латинской Америки – это то, что не очень встречается у северян. Я имею в виду группы женщин, объединённых либо семьёй, либо какими-нибудь общими обстоятельствами, которые очень быстро как-то цементируются изнутри, превращаясь в партии, удачней которых не было, в армии, противостоять которым невозможно, в ковены, которые заколдуют кого угодно и по какому угодно поводу.





В фильме Ферзана Озпетека «Бриллианты» таким объединяющим фактором становится работа. Нас погружают в атмосферу швейного ателье, которым владеют две сестры, Альберта и Габриэлла, а работают практически исключительно женщины. В то же время это и кино про кино, потому что в это ателье обращается известный режиссёр. Он хочет снять фильм, подробности которого пока не раскрывает, но значительную роль там будут играть костюмы. В ателье приходит знаменитая художница по костюмам, чуть ли не обладательница восемнадцати «Оскаров» в этой номинации, но её же мало – она мозг за всей этой работой, но нужны ещё и руки.

И это классический мир женщин. Каждая из работниц ателье, а я сбился со счёта, сколько их там, наделена своим голосом, своей историей, своими особенностями. У кого-то муж абьюзер, кто-то скрывается в этом ателье от полиции, кто-то никак не может пережить гибель дочери под колёсами автомобиля. И вроде бы живут они мирной жизнью, но в какие-то моменты фильма вдруг складывается ощущение, что кругом война, все мужчины воюют, остались только женщины и они работают так слаженно и так хорошо в том числе и для того, чтобы война побыстрее закончилась.

Так всё это и выглядит, как одна большая семья, совместно работающая для достижения одной им понятной цели. Так это кино и воспринимается, как оптимистичная такая сага о том, что совместная работа, любовь и взаимное уважение этой группы женщин способны сдвинуть горы и сделать этот мир лучше. И в рамках этого кино мы и становимся свидетелями этого.

Они умеют работать, но умеют и отдыхать. Когда все дела сделаны, они собираются за классическим итальянским большим столом, и тогда наблюдателя переполняет, знаете, чувство, похожее на то, когда ты смотришь на чуваков, которые радуются выигрышу какого-нибудь спортивного кубка. Такой Италии больше никогда уже не будет, так порадуемся хотя бы тому, что мы можем посмотреть на её проекцию, на воспоминание о ней.

Потому что мир слишком изменился.



Комментариев нет:

Отправить комментарий