Война войной («Шведская
торпеда»/”Den Svenska torpeden”, реж.
Фрида Кемпфф, Швеция-Финляндия-Эстония-Бельгия, 120 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм заявлен в анонсах как спортивная
драма. Кажется, что от спорта там особенно ничего нет, кроме рода деятельности
главной героини. Нет никаких классических сценарных штук, которые всегда
присутствуют в спортивных драмах. Соперничества с харизматичным соперником (не
можем же мы воспринимать как такового неведомого нам Хьяльмара, про которого
так ничего и не узнаем). Преодоления себя и неверия в себя со стороны
окружающих (это, в каком-то смысле, есть, но оно скорее обусловлено внешними
обстоятельствами). Моментов чуда, когда на последних секундах матча вдруг всё получается.
Нет. «Шведская торпеда» - это,
скорее, рассказ об очень упрямой женщине, которая не умела ничего другого,
кроме плавания. Ну или ладно, перефразирую – которая ничего не умела так
хорошо, как плавать. И переплывать различные водные препятствия стало для неё
всего лишь способом заработать, всего лишь способом прокормить себя и своего
сына, с которым там тоже довольно странный замут, который нам до конца не
разъясняют. Вроде бы этот неприятный журналист – папа мальчика. Но у него вроде
бы есть своя семья. Тут пока ещё нет ничего необычного, мало ли, закрутил
интрижку со своей, скажем так, подопечной и сделал ей внебрачного ребёнка. Но
он как будто её любит, во всяком случае, всячески это декларирует. В таком
случае, почему не уйти из семьи и не начать жить с Салли и её сыном? Времена
вроде бы уже вполне в этом смысле возможные, середина века, и не сказать, чтобы
Швеция была такой уж строгой к этим вещам страной.
Ладно. Видимо, это всё не очень
важно. Видимо, это всё дано нам исключительно в качестве фона к происходящему.
А происходит у нас, собственно, байопик. Нам рассказывают историю жизни Салли Бауэр,
простой шведской официантки, ставшей первой задокументированной женщиной, вплавь
одолевшей Ла-Манш.
Пикантности этому обстоятельству добавляет
тот факт, что сделала она это в августе 1939 года, буквально за считанные дни
до начала Второй мировой войны, когда всем вокруг было совсем не до спортивных
рекордов. И это как раз в фильме хорошо показано как ещё одно обстоятельство,
которое Салли была вынуждена преодолевать. Наряду с неверием окружающих,
сложностях в семье, которая норовит отжать у неё сына, и прочими житейскими
неурядицами.
Примечательно, что для того,
чтобы переплыть Ла-Манш, Салли тренируется на проливе Каттегат, что между
Швецией и Данией. Уже по фильму начинаешь что-то подозревать, а простой поиск в
интернете выдаёт информацию о том, что ширина Каттегата в самом узком месте –
60 км, а ширина Ла-Манша в самом узком месте – 32 км. То есть, она как будто тренируется
на большем, чтобы выполнить меньшее. Но ладно, мечты есть мечты, и, если Салли
мечтала именно о Ла-Манше, так тому и быть.
Словом, фильм как будто про известную
максиму о том, что нужно мечтать и идти (ну или плыть) к этой своей мечте,
тогда она сбудется, вы войдёте в историю, о вас снимут байопик и напишет «Киноптикум».
Ничего нового ни по сути, ни по форме. Хорошо, что благодаря этому фильму мы
узнали о Салли. Вот разве что. Имена таких людей знать намного приятнее, чем
имена людей, устроивших на континенте кровавую баню всего через несколько дней
после её заплыва.
Комментариев нет:
Отправить комментарий