понедельник, 29 сентября 2025 г.

Параллельная Эстония

 

Параллельная Эстония («Одномерный человек»/“Ühemõõtmeline mees“, реж. Андрес Пуустусмаа, 102 мин.)

П.И.Филимонов

Фильм Андреса Пуустусмаа «Одномерный человек» оставляет очень странное впечатление. Как будто бы это такой вполне себе боевичок – ну или слегка шпионский слегка триллер без особенной кровищи и напряжённости,  будто бы всё узнаваемо, как будто бы туда напихана масса известных актёров буквально из всех возможных корзин – тут тебе и Юхан Ульфсак, и Майт Мальмстен, и Эльмо Нюганен, и до кучи Юлия Ауг, похвально пытающаяся (по роли в том числе) говорить по-эстонски, тут тебе и китаянка Ян Ге, и популярный комик Тынис Нийнеметс вообще в несмешной роли, и на всякий случай Юку-Калле Райд в эпизодической роли колоритного кгбшника.



И смотреть его как будто не скучно, и сюжет как будто нормальный, и написано как будто всё не на коленке, в продуманно и выстроено. Только вот страна, в которой происходит действие, она вроде бы и наша – а вроде бы и какая-то несуществующая. Причём что в современном изводе, что в 1990-91 годах, куда выводит нас второй пласт истории.

Может быть, я идеалист, может быть, я живу в каком-то розовом пузыре и не общаюсь с людьми из прекраснейшей партии «коКоос», но я с трудом могу себе представить, чтобы в 1991 году даже самый махровый эстоноязычный сотрудник КГБ говорил «Горбачёв – сука», и не хотел для страны независимости. Русские такие сотрудники, конечно, были, а вот эстонцы…Впрочем, допустим, Андресу Пуустусмаа виднее.

В той части кино, которая рассказывает о сегодняшних реалиях, странно примерно всё. Герой Юхана Ульфсака – он кто? Он российский шпион? В чём тогда заключается его шпионская миссия? Почему тогда ищет его не КаПо, а обыкновенный, еле-еле завязавший с бухлом следователь Мадиссон (Нюганен)? Как он – в двадцать, ну давайте предположим, четвёртом году – собирается на машине доехать из Эстонии до Беларуси? Ну вот технически – как? Его ж тупо туда не пустят.

К тому же сам персонаж Ульфсака постоянно твердит, что он всего лишь «помогает папе». Это тоже – как? Папа в далёком 1991 году сказал ему возить в независимую Эстонию российские паспорта, прятать их в условленных местах и сообщать информацию о них соответствующим людям? И за 35 лет ничего не изменилось? Он так и возит, и других инструкций не поступало?

И вот эта непродуманность в смысле того, что же технически – на самом бытовом уровне, самыми простыми словами – происходит, отрубает «Одномерному человеку» ноги. Условности у Пуустусмаа не получается, потому что ну не такой он режиссёр, чтобы играть с нами в аллегорию или в фантазию. Нужна конкретика, и тогда он мог бы сделать ещё более крепкое шпионское кино. А так – слишком много нитей повисает в воздухе, не раскрутившись и не соединившись.

И ни убедительное изображение запутавшегося человека Юханом Ульфсаком, ни убедительная игра в фанатика от Майта Мальмстена, ни прекрасный (как выяснилось) русский язык Эльмо Нюганена положения уже не спасают.

На выходе получается да, триллер о характерах и так далее – но без прописанного фона вообще. Как тимз-звонок, когда пользователь выбрал себе прекрасный задник, а он получился неконтрастным, и потому периодически съедает самого пользователя.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий