Параллельная
Эстония («Одномерный человек»/“Ühemõõtmeline mees“, реж.
Андрес Пуустусмаа, 102 мин.)
П.И.Филимонов
Фильм Андреса Пуустусмаа
«Одномерный человек» оставляет очень странное впечатление. Как будто бы это
такой вполне себе боевичок – ну или слегка шпионский слегка триллер без
особенной кровищи и напряжённости, будто
бы всё узнаваемо, как будто бы туда напихана масса известных актёров буквально
из всех возможных корзин – тут тебе и Юхан Ульфсак, и Майт Мальмстен, и Эльмо
Нюганен, и до кучи Юлия Ауг, похвально пытающаяся (по роли в том числе)
говорить по-эстонски, тут тебе и китаянка Ян Ге, и популярный комик Тынис
Нийнеметс вообще в несмешной роли, и на всякий случай Юку-Калле Райд в
эпизодической роли колоритного кгбшника.
И смотреть его как будто не
скучно, и сюжет как будто нормальный, и написано как будто всё не на коленке, в
продуманно и выстроено. Только вот страна, в которой происходит действие, она
вроде бы и наша – а вроде бы и какая-то несуществующая. Причём что в
современном изводе, что в 1990-91 годах, куда выводит нас второй пласт истории.
Может быть, я идеалист, может
быть, я живу в каком-то розовом пузыре и не общаюсь с людьми из прекраснейшей
партии «коКоос», но я с трудом могу себе представить, чтобы в 1991 году даже
самый махровый эстоноязычный сотрудник КГБ говорил «Горбачёв – сука», и не
хотел для страны независимости. Русские такие сотрудники, конечно, были, а вот
эстонцы…Впрочем, допустим, Андресу Пуустусмаа виднее.
В той части кино, которая
рассказывает о сегодняшних реалиях, странно примерно всё. Герой Юхана Ульфсака
– он кто? Он российский шпион? В чём тогда заключается его шпионская миссия?
Почему тогда ищет его не КаПо, а обыкновенный, еле-еле завязавший с бухлом
следователь Мадиссон (Нюганен)? Как он – в двадцать, ну давайте предположим,
четвёртом году – собирается на машине доехать из Эстонии до Беларуси? Ну
вот технически – как? Его ж тупо туда не пустят.
К тому же сам персонаж Ульфсака
постоянно твердит, что он всего лишь «помогает папе». Это тоже – как? Папа в
далёком 1991 году сказал ему возить в независимую Эстонию российские паспорта,
прятать их в условленных местах и сообщать информацию о них соответствующим
людям? И за 35 лет ничего не изменилось? Он так и возит, и других инструкций не
поступало?
И вот эта непродуманность в
смысле того, что же технически – на самом бытовом уровне, самыми простыми
словами – происходит, отрубает «Одномерному человеку» ноги. Условности у
Пуустусмаа не получается, потому что ну не такой он режиссёр, чтобы играть с нами
в аллегорию или в фантазию. Нужна конкретика, и тогда он мог бы сделать ещё
более крепкое шпионское кино. А так – слишком много нитей повисает в воздухе,
не раскрутившись и не соединившись.
И ни убедительное изображение
запутавшегося человека Юханом Ульфсаком, ни убедительная игра в фанатика от
Майта Мальмстена, ни прекрасный (как выяснилось) русский язык Эльмо Нюганена
положения уже не спасают.
На выходе получается да, триллер
о характерах и так далее – но без прописанного фона вообще. Как тимз-звонок,
когда пользователь выбрал себе прекрасный задник, а он получился неконтрастным,
и потому периодически съедает самого пользователя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий