понедельник, 9 июня 2025 г.

Трубчатые колокола

 

Трубчатые колокола («Ритуал»/“The Ritual“, реж. Дэвид Миделл, США, 98 мин.)

 

П.И.Филимонов

Крайне редко, но попадаются в искусстве вообще и в кинематографе, в частности, закрытые поджанры. В том смысле закрытые, что режиссёры последующих поколений могут сколько угодно пыжиться, но никогда не смогут превзойти раз и навсегда установленных эталонов. То есть, в каком-то субжанре снят фильм, лучше которого снять другой, новый фильм в этом субжанре, кажется, просто нельзя. Как пример – я считаю, что в жанре космической оперы ничего лучше первой гепталогии «Звёздных войн» снято не будет никогда. Или, например, Серджио Леоне и Клинт Иствуд навсегда для всех закрыли спагетти-вестерны, ну вот вообще не стоит после них даже пытаться туда лезть.  Или в жанре плутовского фильма с твистом очень сложно (но здесь, наверное, не невозможно) снять что-то лучше «Обычных подозреваемых».  Понятно, надеюсь, о чём я.



Так вот и в поджанре фильмов ужасов про одержимость людей нечистой силой невозможно превзойти эталонного «Экзорциста» Уильяма Фридкина 1973 года, с маленькой, но очень жуткой девочкой, ползущей на локтях вниз по лестнице под полубожественную композицию Майка Олдфилда.

И на самом деле то, что Дэвид Миделл в очередной раз попытался залезть на это поле, скорее делает ему честь. Потому что это вполне достойная попытка. Грубо говоря, Миделл прыгнул с шестом на 6 метров при живом Дюплантисе. Который в 1973 году (я далеко зашёл с метафорами, но я надеюсь, что вы ещё тут) прыгнул на 6.50. Лучше нельзя, но приближаться можно. У Миделла получилось.

Чем примечателен его фильм «Ритуал»? Во-первых, примечателен он тем, что фактически является историческим кино. Он основан на реальных событиях, снят по записям отца Джозефа Стайгера, персонажа фильма и реального исторического лица, который действительно принимал участие в том, что авторы фильма называют «самым задокументированным случаем экзорцизма в истории США». То есть, как будто это было на самом деле. И, помимо исторической достоверности этих самых записей, это дополнительно подчёркивается ещё и самим персонажем Стайгера, который ну вот далеко не весь фильм считает, что борется с бесами ли, с демонами ли при помощи божественного слова и верёвок.  (Это как с добрым словом и пистолетом, с верёвками оно как-то надёжнее выходит).

Во-вторых, «Ритуал» примечателен тем, что там играет Аль Пачино. Которому 85 лет, для которого каждый новый фильм может стать последним, и который ещё в очень неплохой форме. Его там трудно узнать, особенно если вы (как я) до сих пор внутри себя видите его тем молодым наглецом, которым он показывался в «Крёстном отце» или «Лице со шрамом» ну или хотя бы тем утомлённым жизнью, но достойно стареющим мужчиной из «Схватки» или «Запаха женщины». Здесь он снова другой, он снова смог найти какие-то новые краски в своём актёрском арсенале. И несмотря на то, что его герой, собственно, главный экзорцист «Ритуала» отец Теофилус, выступает в фильме больше как функция, нежели как натуральный живой человек, Пачино всё равно удаётся найти в нём что-то такое, за что можно зацепиться.

Страшное ли это кино? И да, и нет. Если вы видели «Экзорциста» и представляете, чего можно ожидать от подобного рода фильмов, то, пожалуй, нет. Там для вас не будет ничего нового. Те же закатившиеся дол белков глаза, те же разные голоса, которыми говорит одержимая, те же ломаные, почти левитационные её движения. Если же «Экзорциста» вы, например, не видели, и не совсем в этом субжанре прошарены, смело будьте уверены, что «Ритуал» вас напугает, причём напугает не так, как классический какой-нибудь фильм ужасов, когда зритель немного отгорожен от происходящего на экране заведомым сознанием того, что это выдуманная история, что это не взаправду. Как уже было сказано, «Ритуал» основан на историческом материале, то есть всё это описано и, значит, действительно происходило в одном с нами с вами мире.

А какое объяснение давать произошедшим событиям, это уж пускай каждый сам решает.  




Комментариев нет:

Отправить комментарий