Блистающий мир
Бенилюкса («Человек-Магнит»/“De Magneet Man“, реж. Густ
ван де Берге, Нидерланды-Бельгия-Люксембург, 86 мин.)
П.И.Филимонов
Довольно типичный для маленьких
стран фильм. Они не в состоянии конкурировать с традиционными гигантами рынка
зрелищностью да бюджетами, вот и снимают так называемое «поэтическое кино».
Иногда получается лучше, иногда хуже.
Этот фильм – пример, когда
скорее, хуже, чем лучше. Хотя все составляющие вроде бы подобраны правильно.
Есть странный протагонист, Люсьен, о котором нам не известно ровным счётом
ничего, кроме того, что к нему прилипают металлические предметы. Одно время
такой тип «непознанного» был особенно популярен в этой части мира, и люди, без
видимых усилий и технических средств удерживающие на груди ложки и
подстаканники пользовались не сказать бешеным, но ощутимым спросом.
С Люсьеном всё хуже. Или лучше,
как посмотреть. Он может притягивать металлические предметы не только грудью,
но вообще любой частью тела. И когда случается так, что волею судеб и
поэтического воображения авторов фильма он попадает в бродячий цирк,
разумеется, его начинают использовать в целях демонстрации именно этого
таланта. Мне вот лично не кажется, что это прямо какое-то очень уж интересное
умение, я бы не пошёл на представление, где человек-магнит был бы гвоздём
программы, но люди Бенилюкса – другой разговор, кто там поймёт их вкусы.
И, как и положено в произведениях
Грина, которого вся эта история немного напоминает, и в поэтическом кино,
Люсьен влюбляется в циркачку. Циркачку, певицу, танцовщицу, суок, бегущую по
волнам – всё это одновременно. Только традиция чуть другая, она одновременно и
немного рубенсовская женщина. Не в том смысле, что полная, а в том, что очень
живая, очень реальная, очень плотская.
И потом, как всегда бывает в
поэтических историях, начинается их главный конфликт. Потому что он обычно
происходит не между антагонистом и протагонистом, не между героями вообще, даже
не между там долгом и страстью. Нет. Главный конфликт Грина и прочего
поэтического кино – это конфликт между как раз поэзией и прозой. Между розовыми
и голубыми мечтами, которые, кажется, вот-вот начинают сбываться, и тусклой
серой прозой жизни, в которой так-то нам всем предстоит обретаться большую
часть того времени, которое нам отмерено.
И ни Грин, ни поэтическое кино не
питают никаких иллюзий. Конечно, проза побеждает поэзию, посмотрите вон хотя бы
по тиражам книг. Любовь Люсьена растаптывается самым прозаическим способом (не
без твиста, впрочем), и он тут же утрачивает свой дар, ложки, вилки и прочие
штопоры перестают к нему липнуть.
Метафора прозрачна, метафора
достаточно примитивна. И на выручку создателям фильма, чисто теоретически, как
раз и может прийти тот самый твист, который они – еле заметно – заготовили в
конце.
Потому что в прозаическом мире
тоже есть любовь и привязанности. И неизвестно ещё, где они сильнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий