Не мышонок, не лягушка («Очи»/“The Legend of Ochi”,
реж. Айзея Зэксон, США, 95 мин.)
П.И.Филимонов
Самое примечательное в этом фильме – его самая первая сцена. Когда по
ночной дороге (подразумевается, что дорога пролегает где-то в украинском
Закарпатье) на мотоцикле едет Виллем Дафо и, натурально, поёт «Взяв би я
бандуру». Не полностью, конечно, но прямо выговаривает слова. Правда, почему-то
на русском. Слово «что» получается у него особенно хорошо, с остальными словами
сложнее.
Потому что где же ещё могли сохраниться никому не известные звери, как не в
дебрях Восточной Европы, где вообще чёрт ногу сломит. А в этом и замут фильма.
В карпатских лесах, помимо традиционной живности, обитают ещё неведомы
зверушки, чуть похожие на обезьянок, но с ушами побольше. Рыженькие.
Разговаривают трелями и руладами, чисто божьи птахи. Если кусят человека, он не
то чтобы в них обращается, как можно было бы подумать, но начинает максимально
к ним приближаться, по крайней мере, понимать язык этих самых трелей и рулад.
И люди почему-то считают их злыми. Злыми, опасными, кровожадными. Фашистами
и бендеровцами. Распинателями маленьких мальчиков и врагами триединой святой
Руси. И устраивают на них облавы во главе с тем самым Виллемом Дафо, по совместительству являющимся злым
папашей главной героини.
Это довольно архетипичная сказка о том, как невинный ребёнок, с ещё
незашоренным сознанием, чуть больше открытый миру, чем безнадёжно испорченные
пропагандой взрослые, сближается с врагом и выясняет, что не такой уж это и
враг. Что существа эти совсем не злые, более того, что их мир прекрасен и едва
ли не более глубок, чем мир людей.
Конечно, за это ребёнка тоже преследуют. Слои косности не отваливаются с
человечества так же просто, как корки грязи под струями воды, например. И им
предстоит пережить вместе немало приключений, пока племя очи не примет их
снова.
Как жаль, что в реальной жизни всё не может быть настолько же просто. Что
устами младенца не всегда глаголет истина, что дети не всегда могут научить
взрослых терпимости, толерантности, эмпатии и – в конечном итоге –
останавливать войны. Хотя, скорее всего, интенция режиссёра была именно такова.
Показать, что миром должны управлять не мужчины, а женщины или, лучше, вообще
дети. Женщины с детьми – тоже довольно хорошее комбо.
Мне кажется, могло бы получиться ещё лучше, если бы существа были немного
другими. По этим ну прямо вот видно, что они безобидные, милые и пушистые. В
таких сказках, насколько я помню, всегда интереснее эффект неожиданности, либо
чтобы ужасные на вид и отвратительные монстры на поверку оказывались умными
интеллигентными людьми, как, например, в фильме «Враг мой», либо наоборот,
чтобы милейшие существа превращались в кровожадные комки безжалостного меха
(«Зубастики» или хоть те же «Гремлины»).
А так – проходное кино, в котором нет ни одной свежей мысли или находки.
Разве что не очень понятно, зачем девочка – главная героиня периодически
вставляет в рот игрушечные «вампирские» зубы. Разве что чтобы подчеркнуть, что
Трансильвания находится довольно близко? Или чтобы намекнуть, что и вампиров
люди всё это время неправильно понимали?
Или просто юной актрисе нравилось прикалываться. Что было бы самым милым
вариантом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий