В глазах
смотрящего («Финикийская схема»/ „The Phoenician Scheme“, реж.
Уэс Андерсон, США-Германия, 105 мин.)
П.И.Филимонов
Вот с Уэсом Андерсоном такая
странная штука. Я проникся и полюбил его, пожалуй, только при просмотре
предпоследнего фильма, «Города астероидов». До этого как будто признавал его
отличие от других, картиночные кадры, музейно выстроенные композиции, умение
договариваться со звёздами так, что они в его фильмах соглашаются на
микроскопические роли – всё это да, но как-то не цепляло, что ли. Ни
«Гранд-отель Будапешт», ни «Французский вестник», ничего. Ну отличимо, ну
узнаваемо с каждого кадра, но не получалось погрузиться.
С астероидами получилось. А вот
при просмотре «Финикийской схемы» возникали какие-то нехорошие мысли. Типа
«сколько можно», типа «опять двадцать пять», типа «ему самому не надоедает».
Но что поделать. Рубенс всегда
рисовал полных женщин, Арчимбольдо всегда складывал людей из фрагментов и
осколков жизнедеятельности, ван Эйк видел мир населённым людьми с физиономией
путина, а Андерсон снимает только такое кино. Красивое, музейное, где, кажется,
картинка сильно перевешивает содержание. Он не может, а, возможно, и не хочет
по-другому. Остаётся только смириться и получать удовольствие, потому что если
он на с и насилует, то делает это очень нежно и изобретательно.
В «Финикийской схеме» солирует
Бенисио дель Торо, который играет европейского миллионера из неизвестно какой
страны (тоже не новость для Андерсона), который хочет построить новую Финикию
примерно на месте старой (тоже не очень понятно где, но где-то в Северной
Африке). Для этого ему нужны деньги. И вот он мотается по своим разнообразным
бизнес-партнёрам с целью эти недостающие деньги добыть. Параллельно кто-то всё
время пытается ему вредить – по не очень ясным причинам, но это Андерсон, тут
важна картинка, Бенедикт Камбербетч, строяший какие-то детсадовские рожи и
пускающий пену изо рта, а не достоверность и стройная логичность повествования.
В конце концов, может быть в
голове Андерсона мир примерно таким и выглядит, кругом красивые постеры и
странные люди. И не так, может быть, ему и важно, какие между ними происходят
взаимодействия. А люди, которые идут в кино на фильм Андерсона, должны, по
идее, представлять, на что они идут, и не питать себя напрасными иллюзиями. Это
тот случай, когда ожидания никогда не бывают обманутыми. Мы получаем ровно то,
на что рассчитываем.
Если конкретно по этому фильму –
«Финикийская схема» не лучше, но и не хуже других фильмов Андерсона. Звёзд всё
так же много, все обычные андерсоновские актёры на месте, все обычные андерсоновские
приёмчики присутствуют. Смешно – будет, интересно – пожалуй, тоже. Вау-эффекта
– не будет. Ничего нового – не будет. Ну вот говорят про этот фильм, что там
чуть более внятный, по сравнению с другими Андерсонами, сюжет. А по-моему, так
и в остальных его можно вычленить. Тут он просто чуть более линейный, чуть
более гоголевский, что ли. Ездит Чичиков по помещикам и собирает деньги.
А ответ пусть и не даёт, мы
так-то и не спрашиваем.

Комментариев нет:
Отправить комментарий