вторник, 27 февраля 2024 г.

Чисто американская штука

 

Чисто американская штука

(«Стальная хватка»/“The Iron Claw“, реж. Шон Дуркин, США-Великобритания, 132 мин.)

П.И.Филимонов\

По двум причинам. Из очевидных – в истории, а значит, и в фильме, речь идёт о рестлинге, спорте, который, судя по тому же фильму, кроме США, популярен ещё разве только в Японии. Я слышал, что какая-то своя разновидность есть ещё в Мексике, но в фильме об этом не говорится.



Во-вторых, классическая американская литература и классический американский кинематограф любят такие истории. Отчего-то волей-неволей вспоминаются всевозможные «богачи-бедняки», «нищие- воры» и прочие романы, более-менее об одном. Тема эта, уж не знаю, она исключительно сугубо американская, или, скорее, именно что англосаксонская (потому что британские аналоги тоже вспоминаются) – это упадок и разрушение одной конкретной семьи, в которой в итоге «и никого не стало». Ну, или почти.

Здесь мы имеем дело ещё и с байопиком, поэтому история получается какой-то особенно грустной. Была такая американская семья фон Эрих. Папа фон Эрих родил с мамой фон Эрих пять детей и хотел, чтобы они все выросли рестлерами. В молодости папу фон Эриха звали по-другому, и он пытался сделать собственную карьеру рестлера, и не сказать, чтобы не преуспел, но для детей хотел ещё большего. Например, ему в своё время не дали провести матч за титул чемпиона мира (хотя так и непонятно, как это происходит в рестлинге, как известно, исключительно постановочном виде спорта, там персонажи фильма что-то об этом говорят, но механика всё равно неясна), и вот он остро хочет всё-таки принести титул в семью.

И делает четырёх из своих сыновей рестлерами. Кроме старшего сына, умершего в детстве. Но у папы фон Эриха всё не очень хорошо с методами воспитания, с эмпатией, да и вообще с человечностью, поэтому кого-то из детей он ломает, а кого-то теряет. Так что в конце остаётся только один.

С точки зрения этого одного, второго по старшинству сына Кевина, и рассказывается эта история. Кевин не является папиным любимцем, и выбор, кому становиться чемпионом мира, весь фильм падает не на него. Плюс в какой-то момент он открывает одному из братьев тайну о том, что на самом деле он, Кевин, не так уж сильно этот рестлинг и любит, ему важно просто быть на ринге вместе с семьёй, это его способ общения с братьями.

А братья, увы, вымирают один за другим. Фильм немножко в этом смысле грешит против хронологии и фактологии их смертей, но общее ощущение безысходности передаётся, скорее всего, верно. Так что неизбежно, что в какой-то момент Кевин начинает на сто процентов верить в то, что на его семью наложено проклятие - как раз из-за того, что папа фон Эрих в молодости отбросил своё настоящее имя – типа нельзя быть не тем, кто ты есть. И неизбежно, что, несмотря на всю любовь, уважение и даже страх перед отцом, несмотря на  консервативное религиозное воспитание, в конце концов Кевин переосмыслит роль папы фон Эриха в своей жизни – и не станет таким же папой фон Эрихом хотя бы для своих собственных детей. Возможно, хоть они будут счастливы.

Печальная семейная сага на реальном материале – и от того вдвойне печальная. Сдобренная только весёлыми картинками накачанных мужиков в смешных трусах, хватающих друг друга за лицо со смешными ужимками. Потому что такова и есть знаменитая фон-эриховская «стальная хватка».




 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий