Параллельность существования художника и мира («Обнажённая
муза Пьера Боннара»/“Bonnard,
Pierre et Marthe“, реж.
Мартен Прово, Франция, 123 мин.)
П.И.Филимонов
Был такой французский художник – Пьер Боннар. Был уже позже импрессионистов,
а рисовал предметно, так что ни к какому особенному течению не принадлежал.
Видимо, был хорошим художником, во всяком случае, неплохо продавался. Писал
пейзажи и женские портреты. Ну и не только портреты, разумеется. Если ты
художник и у тебя сидит красивая натурщица, нужно иметь недюжинную силу воли,
чтобы противостоять искушению её раздеть и написать голую. Ради искусства, всё
исключительно ради искусства.
И вот с одной такой натурщицей, именем как будто бы Марта (в конце фильма
выяснится, что это не так) Пьер Боннар и закрутил роман. Марта была не сильно
против, и вскоре стали они, как говорилось в одной русской народной сказке для
детей младшего дошкольного возраста, жить вдвоём. При этом у Боннара случались
ещё порывы на стороне, какие-то с большей, какие-то с меньшей степенью
успешности. Марта знала и терпела, или не обращала внимания, потому что была
уверена, что в конечном итоге Пьер вернётся к ней. И возвращался, надо сказать.
Даже когда в соперницы Марте попалась девушка раза в два её моложе, активная и
разбирающаяся в живописи.
Это либо любовь, либо удобство. Что хотите говорите, а по любви люди могут
начать встречаться, спать, даже жить вместе. А сохраняют они всё это, как мне
кажется, в том случае, если им друг с другом удобно – в разных смыслах. Это
может быть либо притёртость двух фигурок паззла друг к другу, либо даже
наоборот – предельно индивидуальное существование частей, складывающееся в
гармоническое целое с общей, например, нейтральной территорией.
У Боннаров как-то всё умудряется совмещаться. И даже в минуты самого своего
тяжёлого душевного потрясения за весь фильм Марта находит себя в занятии,
которому Пьер посвятил всю свою жизнь – она тоже начинает писать картины. Это
не растворение себя в муже, мне кажется, это, скорее, какое-то переосмысление отношений,
попытка понять его через его вид деятельности.
Такая вот история почти про «жили они счастливо и умерли в один день». Марта
была музой, Пьер писал картины. Потом Марта тоже писала картины, потом снова не
писала. При этом вокруг них, вне них и параллельно им существовал мир, шли
какие-то войны, но всё это интересовало их минимально, и влияло на них не
больше, чем приливы на Марсе. В самом деле, во время второй мировой войны Пьер
и Марта жили в своём загородном доме и, такое ощущение, совсем не думали о том,
что происходит где-то за его пределами. Ну, с продовольствием было похуже, но они справлялись.
Такая вот маленькая жизнь. И пусть Пьер Боннар не особенно вошёл в историю
мировой живописи – хотя ну как нет, всё равно он упоминается во всевозможных
справочниках, энциклопедиях и так далее, всё равно его полотна висят в музеях,
пусть он, может быть, не придумал ничего особенно нового и не внёс какого-нибудь
оригинального вклада - но он был счастлив – или так кажется по фильму – он нашёл
тот баланс между личным и творческим, о котором так или иначе мечтают все люди,
занимающиеся чем-то совершенно непрактичным, вроде живописи, литературы или изготовления
кораблей в бутылках.
Спокойный фильм не без драматических моментов, как раз для того, чтобы
поразмышлять о том, что предпочитаете вы – маленькую частную и безмятежную
жизнь, наполненную маленьким частным творчеством, или, допустим, потрясения и отсутствие
всяческих гарантий новаторов и вообще тех, кто несёт в мир искусства свежие
ветры. Каждому, как говорится, своё.
Комментариев нет:
Отправить комментарий