Вместе им не сойтись?
(«Старый дуб»/ „The Old Oak“, реж.
Кен Лоуч, Великобритания-Бельгия-Франция, 113 мин.)
П.И.Филимонов
Старый оптимист Кен Лоуч снял типичный для нашего времени фильм, про такие
ещё говорят – «актуальный», только они были актуальны лет десять примерно назад,
а теперь дошло и до старичка Кена – про ксенофобию и способы её преодоления.
Когда тебе 87, можно ещё верить в способы её преодоления, можно даже пытаться и
других этой верой заражать.
В типичный для фильмов Лоуча городок английской глубинки, где есть примерно
один паб (собственно, заглавный «Старый дуб»), вокруг которого и формируется
жизнь в этом захолустном населённом пункте, приезжает какое-то количество
сирийских беженцев. Конечно, они выделяются на фоне местных жителей, конечно,
местные жители их поначалу не принимают – не в силу дремучести взглядов даже, а
в силу того, что никогда такого не видели, просто не было в их жизни
необходимости сосуществования с людьми из настолько другой культуры. Агрессия
их в адрес беженцев довольно умеренна, на физический уровень она не переходит,
но и в дружелюбное отношение тоже не превращается.
Среди беженцев есть девушка Яра, говорящая, в отличие от остальных, на
приличном английском. И так случается, что Яра сходится – не в смысле
романтических там отношений или что, чисто в дружеском смысле сходится – с хозяином
этого самого «Старого дуба», которого местные называют попросту ТиДжей. Его
жизнь тоже изрядно потаскала, жена бросила, с сыном он не общается, любимая
собачка погибает уже в рамках фильма, в какой-то момент он пытался совершить
самоубийство, но, по счастливому стечению обстоятельств в лице (в морде) той же
собачки, передумал. В общем, встретились два одиночества.
И главный конфликт фильма даже не в ксенофобии как таковой. А в том, что
местные ханурики, такие типичные для маленький английский городков, которые всю
жизнь в одно и то же время ходили в один и тот же паб, чтобы выпить там одни и
те же пять-шесть пинт одного и того же пива, теперь чувствуют, что «их» паб им
больше не принадлежит. Там устраиваются какие-то благотворительные программы
для детей беженцев, туда вообще зачастили сирийцы – а они, заразы, даже не пьют!
Возраст Лоуча располагает к светлому восприятию того, что ему осталось от
реальности. Мне кажется, когда он был помоложе, фильмы его были чуть
посдержаннее в плане проявляемого там оптимизма. Да, в «Старом дубе» разрешению
– или хотя бы снижению уровня – конфликта способствует крайне печальное
обстоятельство, но затем всё происходит, как по волшебству. Все раскаиваются,
все обнимаются, задание выполнено успешно. Конечно, хочется вместе с Лоучем
поверить в то, что это ещё возможно, в то, что хотя бы в так называемой «старой
Европе», куда мы довольно успешно, кажется, просачиваемся, люди не до конца обезумели
и способны ещё видеть, слышать и замечать непохожее на них без резких
телодвижений.
Но скорее это просто история маленького коммьюнити, для которого как раз
такие события всегда становятся объединяющими. Потому что где ещё ты видишься с
друзьями и знакомыми, которые живут рядом, но с которыми ты можешь годами не
встречаться - на похоронах да поминках,
больше нигде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий