Мухи, пиявки, люди (орлы,
куропатки)
(«Жизнь и любовь»/”Elu ja armastus”, Хелен
Таккин, Эстония, 118 мин.)
П.И.Филимонов
Я люблю фильмы по классике, о чём я, кажется, уже неоднократно утомительно
говорил. Причём я люблю фильмы по классике, которые сняты в классической манере.
Это в театре я буду только рад, если, не знаю, Джен Эйр будет скакать по сцене
в чём мать родила, и у них случится тройничок с Рочестером и его сумасшедшей
женой на фоне горящего Лондона, причём 1666 года, а Грегор, допустим, Замза ни
в кого не превратится, а впадёт в неприятное психическое состояние, когда ему
будет казаться обратное.
В кино – нет. В кино я люблю, чтобы Дэвид Копперфильд говорил, как Дэвид
Копперфильд, ходил, как Дэвид Копперфильд и выглядел, как Дэвид Копперфильд, а
Жорж Дюруа был бы обольстительно красив, так что парижанки действительно таяли, как
эскимо под солнцем Уганды. Чтобы всё было в соответствии с буквой произведения.
В таком случае, даже если само произведение не слишком настраивает на
успокаивающий лад, кино по нему становится чем-то сродни “comfort food”,
отвлекающим от реальности, которая что-то в последнее время всё больше похожа
на фильм ужасов.
При этом особенно хорошо, когда такие фильмы сняты по не самым известным
произведениям авторов-классиков. Ну потому, что какую-никакую Анну Каренину или
там мадам Бовари мы все представляем в головах своих, и картинка, которую нам
покажут, так или иначе будет с этим изображением в наших головах конкурировать,
и не факт, что выиграет. А если мы книжку не читали, а в степени классичности
автора полностью уверены, то вот оно самое то и есть.
В этом смысле дебютный (!) фильм режиссёрки Хелен Таккин хорош. Он а) снят
по Таммсааре, но б) по не самому известному его роману и в) снят без переноса
действия в современность или иных там изысков, по классике. (Почти, о чём ниже). Актёры играют
хорошо и достоверно, Таммсааре, в конце концов, это такая же эстонская
актёрская скрепа, как для англичан – Шекспир, а для французов – Мольер, да и
история в фильме разворачивается довольно типичная для того околомодернизма, в
котором трудился классик – с элементами натурализма, но с остановками ровно на
линии, ни разу не заходя за буйки. Так что фильм получился добротный – мне
кажется, это слово, которое лучше всего подходит в качестве описания этого
произведения. Добротное кино с очень простым сюжетом. Как девушка из провинции
приехала в большой – по местным меркам – город (либо Таллинн, либо Тарту, в
фильме не уточняется, в романе, как показывает интернет, вроде бы, тоже),
поступает в домработницы к зажиточному господину, влюбляется в него, выходит
замуж, а потом всё оказывается не так радужно.
И всё было бы ничего, но Хелен Таккин, кажется, была на своём курсе БФМ
слишком прилежной ученицей, слишком много посещала лекций по истории
кинематографа и символизму в искусстве. Уже примерно на первой показанной ею
налипшей на специальную бумажку-ловушку мухе зритель аналогию считывает, но на
всякий случай режиссёрка показывает эту бумажку ещё раз пять на протяжении
фильма, причём количество мух на ней с каждым разом увеличивается. А если вы и
после этого не поймёте, что это нежная душа Ирмы, а вовсе никакая не муха,
застряла в этой безвыходной и смертельной липкости (один раз бедняжку-муху
поедает жирная сука-паук, для надёжности, если уж метафору один раз нашли, то
уж надо использовать её до упора, n’est-ce pas?), то
вам насыплют ещё сравнений из животного мира. Беспутный муж Ирмы, в исполнении
вечнозелёного Майта Мальмстена, увлекается гирудотерапией на дому и в какой-то
момент, когда ничего, казалось бы, не предвещало, вдруг вешает на жену пиявок,
которые должны «высосать из неё всё дурное и облегчить ей жизнь». Но разве
может быть что доброе из Назарета? Мы-то с вами понимаем, что они – пиявки –
сосут из бедной Ирмы как раз её молодые соки.
А когда в конце сценарист и режиссёрка дописывают к роману эпизод из
посмертного для Таммсааре 1945 года, становится как-то вообще стрёмненько.
Хотели красиво закончить, а получился немножко кринж. Не со подержанию сцены, а
по её мотивированности, скорее. Впрочем, спишем на дебют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий