Шаламессия («Дюна, часть вторая»/“Dune: Part Two“, реж. Дени Вильнёв, США, 165 мин.)
П.И.Филимонов
Несомненно, про это кино уже написали все, кто умеет писать и ещё напишут
все, кому не лень. В основном, думаю, люди будут оценивать этот фильм с точки
зрения его а)соответствия оригинальному тексту Герберта, б) сходства или
несходства с фильмом Линча, в) оправдывания или неоправдывания их собственных
ожиданий. Собственно, я такой же, как и всё, ничем не лучше (так я транслирую
наружу, внутри-то я знаю всю правду), поэтому тоже порассуждаю на эти темы.
Разве что за исключением Линча, это вещь в себе, принадлежащая своему времени,
и трогать её не нужно.
Конечно, хотелось бы посмотреть, что с этим материалом сделал бы
Ходоровски, но это, видимо, относится к числу утраченных чудес света, доступа к
которым человечество лишилось навсегда. Как Галикарнасский маяк или Бамианские
Будды. Возможно, там было бы что-то экстраординарное, что-то конгениальное мирам
самого Герберта, при этом радикально на оригинал не похожее. Не знаю. Вильнёв
снял хорошую голливудскую космическую сагу, умную голливудскую космическую
сагу, где не просто «пиу-пиу», а во-первых, красиво. Во-вторых, Вильнёв не
пренебрёг идеологической составляющей «Дюны». Он попытался – получилось или
нет, это другой вопрос, зависит от того, что называть «получилось» - провести
через вторую часть больше, чем через первую, все те скрытые и не очень скрытые
отсылки к различным религиозным течениям (главным образом, всё же, к исламу),
которые Герберт кучей вывалил в свой текст.
Вильнёв вдумчиво подошёл к кастингу своего фильма, даже во второстепенных
ролях у него заняты актёры первой величины, так что частью интереса ко второй
части может стать распознавание известных лиц в непривычном гриме. Вильнёв бережно
относится к первоисточнику, большую часть второго фильма действие развивается
медленно, в полном соответствии с духом Герберта и почти полностью по тексту.
В конце всё вдруг внезапно скомкивается, текст оригинала приносится в
жертву зрелищности, но это уж, видимо, законы жанра – нельзя поставить ему в
укор, что фильм не растянулся ещё на час, хотя, в целом, можно было бы и
позволить себе такое удовольствие.
Это, всё-таки, не совсем обычный голливудский блокбастер. Он чуть глубже и
чуть предусматривает знание предмета. Не знаю, можно ли понять и насладиться
второй «Дюной» в том случае, если вы хотя бы не знакомы с историей Арракиса.
Моментами кажется, что да, а моментами кажется, что нет. Вильнёв не проявляет
снисхождения к зрителям и не разъясняет каких-то вещей, которых может не знать
человек, просто пришедший посмотреть на красивую фантастику.
Расстраивают черви. Обещал не говорить про Линча, но не сдержу обещания.
Черви у Линча – жирнее, зрелищнее и приятнее. Вильнёвских червей почти не
видно, скорее всего, в этом и есть задумка, так они кажутся ещё огромнее и
непостижимее, что всячески и подчёркивалось в первоисточнике.
В целом вообще если вдуматься – это произведение либо больного, либо
гениального мозга. Мир, в котором главным торговым ресурсом является наркотик,
который синтезируется из какой-то жидкости, выделяемой этими самыми червями,
если их бросить в воду. При этом воды в этом мире почти нет.
Зато есть Тимоти Шаламе. В любой экранизации «Дюны» была, есть и будет
важна роль Пола. В мессианскую сущность (да, я опять) Кайла Маклахлана верилось
не очень. В то, что Шаламе – живое воплощение пророка на Земле (ну ладно, не на
Земле, но это мелочи) – верится легко. Абы кого Квизац Хадерахом не назовут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий