понедельник, 25 марта 2024 г.

Лилиан в стране чудес

 

Лилиан в стране чудес («Нежный восток»/The Sweet East”, реж. Шон Прайс Уильямс, США, 104 мин.)

П.И.Филимонов

Это действительно очень похоже на сказку, причём на сказку сновидческую, не слишком детскую и не слишком радужную по своему содержанию. Лилиан – школьница из американской провинции – отправляется с классом на экскурсию в Вашингтон. Там, в силу больше внутренних, чем внешних причин, она решается сбежать от класса, отколоться от группы и провести остаток своей поездки в одиночестве, наслаждаясь, так сказать, соло-трипом.


И это немножко да, трип во всех смыслах этого слова. Подобно сказочной Алисе, Лилиан проваливается в нору ирреальности, и уже никогда не сможет оттуда выбраться, даже если и покажется, что да. В «Нежном востоке» намешано всё – тут вам и роуд-муви, тут вам и кино о воспитании, тут вам и гротескный срез американской действительности, тут вам и, полагаю, путешествие Алисы с первой до последней горизонтали шахматной доски, а потом обратно, а потом ещё по диагонали и ещё как-нибудь.

Лилиан проводит время сначала с панк-эко-активистами, потом с американскими белыми нацистами, потом со съёмочной группой независимого фильма, потом с монахами одного там монастыря – может быть, я что-то упустил, не помню. В общем, общественные страты представлены в фильме самые радикальные, от и до. И знаете что? Ни к одной из них нельзя – судя по фильму – относиться серьёзно. Нет, сами они, конечно, все на очень серьёзных щах, расширяют пространство борьбы и так далее – особенно нацисты, там вообще с юмором плохо. Но как-то так всегда получается, что Лилиан своей непосредственностью, даже самим своим появлением в каждой из этих групп несколько колеблет её устои и идеалы, несколько подрывает стабильность каждого из маленьких мирков, в которых оказывается. Мы даже, может быть, этого и не видим непосредственно в кадре, но ощущение такое режиссёр оставляет.

Просто потому, что Лилиан – такая наивная (возможно, это только кажется, в «Алисе» ничего нельзя принимать за чистую монету) и ничем ещё не запятнанная, в смысле выбора своего жизненного пути.

Помимо «Алисы в Стране чудес», а больше в Зазеркалье, этот фильм почему-то вызвал у меня ассоциации с любым клипом Ланы дель Рей. В начале фильма говорится, из какого штата приехала в Вашингтон та классная экскурсия, с которой сбегает Лилиан, я просто не могу сейчас вспомнить. И даже если это не южный штат, можно легко предположить, что это всё равно такая же жара, такое же марево и такая же сумятица в головах, как и в любом клипе Ланочки. И молодая девушка, довольно сильно моложе, чем певица, познаёт мир, чудесным образом ускользая от всех его опасностей, предварительно максимально провоцируя их появление.

«Нежный восток» - при всём том, что американское общество он рисует очень карикатурно, и не даёт практически ни одной его части ни малейшего шанса – тем не менее оставляет какое-то очень позитивное послевкусие. На личном уровне выживание возможно, можно уйти от бабушки, дедушки, зайца, волка, медведя, панков, фашистов, монахов и террористов. И даже необязательно попадаться при этом лисе. Счастье, как знают все те, кто в курсе, это бабочка.



Комментариев нет:

Отправить комментарий