Лилиан в стране чудес («Нежный восток»/”The Sweet East”, реж. Шон Прайс Уильямс, США, 104 мин.)
П.И.Филимонов
Это действительно очень похоже на сказку, причём на сказку сновидческую, не
слишком детскую и не слишком радужную по своему содержанию. Лилиан – школьница из
американской провинции – отправляется с классом на экскурсию в Вашингтон. Там,
в силу больше внутренних, чем внешних причин, она решается сбежать от класса,
отколоться от группы и провести остаток своей поездки в одиночестве,
наслаждаясь, так сказать, соло-трипом.
И это немножко да, трип во всех смыслах этого слова. Подобно сказочной
Алисе, Лилиан проваливается в нору ирреальности, и уже никогда не сможет оттуда
выбраться, даже если и покажется, что да. В «Нежном востоке» намешано всё – тут
вам и роуд-муви, тут вам и кино о воспитании, тут вам и гротескный срез
американской действительности, тут вам и, полагаю, путешествие Алисы с первой
до последней горизонтали шахматной доски, а потом обратно, а потом ещё по
диагонали и ещё как-нибудь.
Лилиан проводит время сначала с панк-эко-активистами, потом с американскими
белыми нацистами, потом со съёмочной группой независимого фильма, потом с
монахами одного там монастыря – может быть, я что-то упустил, не помню. В
общем, общественные страты представлены в фильме самые радикальные, от и до. И
знаете что? Ни к одной из них нельзя – судя по фильму – относиться серьёзно.
Нет, сами они, конечно, все на очень серьёзных щах, расширяют пространство
борьбы и так далее – особенно нацисты, там вообще с юмором плохо. Но как-то так
всегда получается, что Лилиан своей непосредственностью, даже самим своим
появлением в каждой из этих групп несколько колеблет её устои и идеалы, несколько
подрывает стабильность каждого из маленьких мирков, в которых оказывается. Мы
даже, может быть, этого и не видим непосредственно в кадре, но ощущение такое
режиссёр оставляет.
Просто потому, что Лилиан – такая наивная (возможно, это только кажется, в «Алисе»
ничего нельзя принимать за чистую монету) и ничем ещё не запятнанная, в смысле
выбора своего жизненного пути.
Помимо «Алисы в Стране чудес», а больше в Зазеркалье, этот фильм почему-то
вызвал у меня ассоциации с любым клипом Ланы дель Рей. В начале фильма
говорится, из какого штата приехала в Вашингтон та классная экскурсия, с
которой сбегает Лилиан, я просто не могу сейчас вспомнить. И даже если это не южный
штат, можно легко предположить, что это всё равно такая же жара, такое же
марево и такая же сумятица в головах, как и в любом клипе Ланочки. И молодая
девушка, довольно сильно моложе, чем певица, познаёт мир, чудесным образом
ускользая от всех его опасностей, предварительно максимально провоцируя их
появление.
«Нежный восток» - при всём том, что американское общество он рисует очень
карикатурно, и не даёт практически ни одной его части ни малейшего шанса – тем не
менее оставляет какое-то очень позитивное послевкусие. На личном уровне выживание
возможно, можно уйти от бабушки, дедушки, зайца, волка, медведя, панков,
фашистов, монахов и террористов. И даже необязательно попадаться при этом лисе.
Счастье, как знают все те, кто в курсе, это бабочка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий