суббота, 9 декабря 2023 г.

Как растянуть внутряк на два часа

 

Как растянуть внутряк на два часа («Невидимая борьба»/“Nähtamatu võitlus“, реж. Райнер Сарнет, Эстония-Латвия-Финляндия-Греция, 115 мин.)

П.И.Филимонов

Анонс нового эстонского фильма читался многообещающе. Кунфу, православные монахи, Советский Союз 1970х годов – казалось, из этого можно слепить весёлый и безбашенный трэш. Действительность, однако, на этот раз не оправдала заявленных ожиданий.



Впрочем, полагаю, режиссёр фильма Райнер Сарнет, а, возможно, и вся съёмочная группа могут искренне считать, что всё получилось, православные монахи комично летают по воздуху, главный герой достаточно нелеп в своём желании достичь того, не знаю чего, а демон, ака девушка из пункта сдачи стеклотары, в исполнении Эстер Кунту предельно прекрасен и порочен. Гуру и учитель говорит прикольным тоненьким голоском, юродивый при монастыре ходит в железных трусах – все составляющие налицо. А вот что-то не складывается.

И не складывается, как мне кажется, по одной простой, но достаточно сложно объяснимой причине. Вот бывает так, что собирается вместе компания хороших друзей – собирается вместе ради какого-то благого дела, ну или пусть не благого, а лично им интересного. Там писать шутки для стенд-апа, вести подкаст, снимать кино. Друг с другом им очень весело и прикольно, местами до слёз смешно, они что-то такое разгоняют, и не могут остановиться, их в этом разгоне уводит всё дальше и дальше, каждое новое движение мозговой извилины на этом тернистом пути только увеличивает децибелы смеха и усугубляет корчи. Если же в эту компанию вдруг придёт кто-то со стороны, не менее, допустим, заинтересованный в том общем проекте, который они делают, просто не присутствовавший там с самого начала, он, скорее всего, ничего не поймёт. Сначала ему будет неловко, ему будет казаться, что это он такой тупой и не догоняет искромётного юмора своих знакомых – ведь он же знает, что они прикольные ребята. Потом начнёт появляться раздражение, типа сколько можно уже, остановитесь или хотя бы введите в курс дела. И закончится всё это скукой и желанием эту тёплую компанию покинуть.

В новом фильме Райнера Сарнета этим человеком со стороны являемся мы – зрители. Полфильма ты честно ждёшь, когда уже станет смешно. Трэш начинается сразу, тут не спорю, в первой же сцене фильма нам показывают нападение на дальний советский кордон трёх китайских кун-фуистов, являющихся поклонниками группы Black Sabbath, музыка которой затем лейтмотивом пройдёт с нами через всё кино. Зачем они нападают, правда, так и остаётся неясным. Как и на протяжении всего остального фильма продолжит оставаться неясным, зачем там происходит примерно девяносто из ста процентов того, что происходит. А даже в как будто бы нелепом трэше хорошо бы была бы какая-то внутренняя, пусть такая же трешовая, но логика. 

Трэша этого как раз много, герои прекрасны, актёры стараются, православный монастырь (очевидно, Пюхтицкий, только мужская версия), с большой долей вероятности, пародирует Шао-линь, смешно – нет, не становится. И от того, что не становится смешно, и не прибавляется смысла, неизбежно сам собой рождается довольно простой вывод. Сарнет и его группа придумали что-то крайне весёлое и смешное для себя, но не сумели вынести его наружу. Так оно и погреблось внутри, в пещерах внутренних шуток, под сталактитами ситуационности и сталагмитами пародий на пародии.

А жаль. Потенциал у фильма был.



Комментариев нет:

Отправить комментарий