Как растянуть внутряк на два часа («Невидимая борьба»/“Nähtamatu võitlus“, реж. Райнер Сарнет, Эстония-Латвия-Финляндия-Греция, 115
мин.)
П.И.Филимонов
Анонс нового эстонского фильма читался многообещающе. Кунфу, православные монахи, Советский Союз 1970х годов – казалось, из этого можно слепить весёлый и
безбашенный трэш. Действительность, однако, на этот раз не оправдала заявленных
ожиданий.
Впрочем, полагаю, режиссёр фильма Райнер Сарнет, а, возможно, и вся
съёмочная группа могут искренне считать, что всё получилось, православные
монахи комично летают по воздуху, главный герой достаточно нелеп в своём
желании достичь того, не знаю чего, а демон, ака девушка из пункта сдачи
стеклотары, в исполнении Эстер Кунту предельно прекрасен и порочен. Гуру и
учитель говорит прикольным тоненьким голоском, юродивый при монастыре ходит в
железных трусах – все составляющие налицо. А вот что-то не складывается.
И не складывается, как мне кажется, по одной простой, но достаточно сложно
объяснимой причине. Вот бывает так, что собирается вместе компания хороших
друзей – собирается вместе ради какого-то благого дела, ну или пусть не
благого, а лично им интересного. Там писать шутки для стенд-апа, вести подкаст,
снимать кино. Друг с другом им очень весело и прикольно, местами до слёз
смешно, они что-то такое разгоняют, и не могут остановиться, их в этом разгоне
уводит всё дальше и дальше, каждое новое движение мозговой извилины на этом
тернистом пути только увеличивает децибелы смеха и усугубляет корчи. Если же в
эту компанию вдруг придёт кто-то со стороны, не менее, допустим,
заинтересованный в том общем проекте, который они делают, просто не
присутствовавший там с самого начала, он, скорее всего, ничего не поймёт.
Сначала ему будет неловко, ему будет казаться, что это он такой тупой и не
догоняет искромётного юмора своих знакомых – ведь он же знает, что они
прикольные ребята. Потом начнёт появляться раздражение, типа сколько можно уже,
остановитесь или хотя бы введите в курс дела. И закончится всё это скукой и
желанием эту тёплую компанию покинуть.
В новом фильме Райнера Сарнета этим человеком со стороны являемся мы –
зрители. Полфильма ты честно ждёшь, когда уже станет смешно. Трэш начинается
сразу, тут не спорю, в первой же сцене фильма нам показывают нападение на
дальний советский кордон трёх китайских кун-фуистов, являющихся поклонниками
группы Black Sabbath, музыка которой затем лейтмотивом пройдёт с нами через всё кино.
Зачем они нападают, правда, так и остаётся неясным. Как и на протяжении всего
остального фильма продолжит оставаться неясным, зачем там происходит примерно
девяносто из ста процентов того, что происходит. А даже в как будто бы нелепом трэше хорошо бы была бы какая-то внутренняя, пусть такая же трешовая, но логика.
Трэша этого как раз много, герои прекрасны, актёры стараются, православный монастырь
(очевидно, Пюхтицкий, только мужская версия), с большой долей вероятности,
пародирует Шао-линь, смешно – нет, не становится. И от того, что не становится
смешно, и не прибавляется смысла, неизбежно сам собой рождается довольно
простой вывод. Сарнет и его группа придумали что-то крайне весёлое и смешное
для себя, но не сумели вынести его наружу. Так оно и погреблось внутри, в пещерах
внутренних шуток, под сталактитами ситуационности и сталагмитами пародий на
пародии.
А жаль. Потенциал у фильма был.
Комментариев нет:
Отправить комментарий