Владислав Реймонт и технологии
(«Крестьяне»/“Chłopi“, реж. ДК Уэлшман,
Хью Уэлшман, Польша-Сербия-Литва, 115 мин.)
П.И.Филимонов
От этого фильма веет классикой. Добротной такой классикой начала двадцатого
века, когда уже можно было говорить про секс, но ещё теплились идеальные
представления о больших формах. Когда ещё можно было писать романы в несколько
томов, и ещё было время их читать. Когда герои были красочны и уже, вроде бы,
достаточно многомерны, но уж если попадается автору роковая красавица, то уж
она, во-первых, красавица такая, что прямо умереть не встать, все конкурсы «Мисс
Мира и Вселенной» немедленно закрываются, увидев её, потому что любой
соревновательный момент теряет всякий смысл, а, во-вторых, роковой элемент в её
характере - он тоже такой роковой, что ни один мужчина не может пройти мимо неё
без греховных мыслей. Включая автора данного текста, что уж там.
Фильм польско-британского семейного дуэта «Крестьяне» снят по роману польского
же нобелиата Владислава Реймонта начала двадцатых годов под названием «Мужики».
Насколько я понимаю (а слово «хлопи» входит в те десять польских слов, которые
я знаю), оригинальное название фильма повторяет название романа, а вот мировые
прокатчики почему-то это название расширили, причём на всех языках. То ли дело
в гендерном равенстве, то ли они посчитали, что история масштабнее, и не только
мужики являются её движущей силой. Пожалуй, в этом с ними даже можно
согласиться.
В польской деревне Липце живёт бесконечно красивая девушка Ягна, от которой
без ума все местные мужики поголовно, от чего ничего хорошего ей не светит. К
тому же, Ягне надо соблюдать приличия, беречь свою целомудренность и так далее –
время такое – а мужики они тоже такие, и, когда она делает свой выбор в пользу
одного из них (естественно, женатого) – предпочитают дать выход своей половой
фрустрации в том, чтобы начать обвинять её в блядстве. Потом Ягна выходит замуж
по расчёту за старика, отца своего женатого кавалера, и история приобретает
эпический размах. В соперничестве отца и сына за красивую женщину (а Ягну
играет действительно очень красивая актриса, тут нас не обманывают, а
подтверждают накал страстей визуалом), несомненно, есть что-то от
древнегреческих мифов, так что уже изначально понятно, что ничем хорошим
история закончиться не может.
Дуэт режиссёров этого кино до этого снял нашумевший фильм «С любовью,
Винсент», и «Крестьяне» выполнены в той же технике. Сначала они сняли фильм с
живыми актёрами, потом послали готовый материал художникам в четырёх разных
странах (четвёртая – Украина, где люди работали над фильмом под бомбёжками), и
те сделали из фильма с живыми людьми анимацию. Попросту, нарисовали все
движения актёров – достоверно и непонятно, зачем. Красиво, я не спорю, но
как-то такая техника кажется мне излишним умножением сущности. Впрочем,
вероятно, без неё фильм был бы достаточно проходной экранизацией классики с
очень красивой полячкой в главной роли (зовут её Камила Урзедовска, если это
важно).
Люди жестоки, особенно жестоки по отношению к красоте, завистливы и полны
насилия, которое сдерживается только до поры до времени. Ничего нового,
половина классических произведений как раз об этом нам и повествует. Так набор
историй вообще, как говорят, достаточно ограничен. «Крестьяне» - скорее,
всё-таки, не про «что», а про «как». Хотя бритву Оккама никто не отменял.
Комментариев нет:
Отправить комментарий