Дэвид Линч, Хаяо Миядзаки и орнитология
(«Мальчик и цапля»/ 君たちはどう生きるか, реж. Хаяо Миядзаки, Япония, 124 мин.)
П.И.Филимонов
Я всегда
подозревал, что птицы не так просты, как кажутся. Впервые это моё подозрение
подтвердил ещё Дэвид Линч в сериале «Твин Пикс», но там он говорил только об
одном конкретном виде птиц. Теперь вот к нам с Линчем в нашем подозрении присоединился
ещё и Миядзаки. Воззрения Миядзаки на этот вопрос, скорее, сходны с моими, он настороженно
относится ко всем птицам вообще. Конечно, попугаи – самые из них
подозрительные, но это и так было всем понятно.
Новое
произведение Миядзаки начинается вполне реалистично, как будто продолжая
последний фильм автора, «Ветер крепчает» (официально, конечно, «Ветер крепчает»
относят к магическому реализму, но волшебных событий там как-то всё равно
минимально). Мальчик Махито во время второй мировой войны теряет мать в пожаре,
приключившемся на фабрике, где она работала, после чего его отец, видимо,
согласно каким-то не известным нам национальным традициям, женится на младшей
сестре покойной жены и перевозит всю семью в загородное поместье.
На этом реализм
«Мальчика и цапли» заканчивается и начинается фантасмагория, немного лишённая
логики, но не лишённая очарования. Махито попадает в параллельный мир, где
важную роль играют всевозможные неприятные птицы разных видов. Толстенькие, но
неприятные попугаи, жертвы обстоятельств пеликаны, и максимально странный тип –
заглавный человек-цапля.
Общая мысль
Миядзаки довольно проста, понятна, и вполне оправданна – этот мир сломался,
несите новый, если это возможно. Собственно, аргументы, подтверждающие этот
тезис, мы видим на каждом шагу, достаточно открыть любой канал новостей. И Миядзаки
не слишком торопится давать своим зрителям какие бы то ни было надежды на
сказочное разрешение этого кризиса. Махито не чувствует в себе готовности
создать дивный новый мир (не в хакслианском смысле, скорее, в значении «прекрасное
что-либо будущего»), предпочитая вернуться во всем нам знакомый, пусть и
рушащийся к херам порядок бытия. Не для того, чтобы его спасти, а просто потому, что он
привычнее, доступнее и, если и самоуничтожится (к чему, будем честны, всё
идёт), то по какой-то привычной схеме. Отсутствие новизны для него лучше, чем
возможность стать демиургом.
Трактовать это
можно, конечно, ещё и так, что Махито предпочитает пусть и рушащийся мир
(которого, тем не менее, возможно, ещё хватит на его век), но мир, в котором
есть его папа, тётя и какие-то другие любимые люди. Потому что семья и
отношения между близкими людьми во всех более-менее традиционалистских взглядах
на мир (а у Миядзаки, во всяком случае, у Миядзаки этого фильма он примерно
такой) всегда являются противовесом по отношению к мировым катастрофам и распаду вселенных.
Да, наверное, то море огня, о котором говорит Миядзаки словами демиурга в «Мальчике
и цапле» - это намёк на ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, до которых,
в контексте фильма, оставалось совсем немного времени. Но при просмотре его в конце 2023 года (и я думаю, это неслучайная задумка
автора) на ум волей-неволей приходят совсем другие ассоциации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий