Повар спрашивает повара
(«Рецепт любви»/ „Pot- au- feu le Dodin Bouffant“,реж.
Чанг Ань Хун,
Франция, 145 мин.)
П.И.Филимонов
Счастье – это умение продолжать ценить то, что у тебя уже и так есть. Таким
ошеломительным афоризмом от Блаженного Августина суммируется этот необычный
фильм, который сначала кажется про еду, и потом кажется про еду, и очень долго
кажется про еду, а в конце оказывается вовсе не про еду.
Конец девятнадцатого века. У богатого французского гастронома и эпикурейца
Додена Буффана (Бенуа Мажимель) личным поваром работает прекрасная Эжени
(Жюльетт Бинош). Думаю, что, если бы Эжени жила сейчас, она не вылезала бы из
всевозможных Бокюз-д-оров, а мишленовские рестораны рвали бы друг другу глотки
за право заполучить её своим шеф-поваром. Её кулинарное искусство на грани гениальности.
Буффану очень повезло, что она работает у него, но повезло и ей. Не всякий творческий
человек имеет возможность творить для столь понимающего мецената, как Буффан,
страстью всей жизни для которого является вкусно поесть самому и накормить друзей.
Не просто вкусно, а максимально изысканно, необычно и шикарно, на все, словом,
деньги. Буффан и сам неплохой кулинар, он тоже периодически готовит. Так они и
живут. Готовят, удивляют гостей наготовленным и периодически вместе спят. Потом
Буффан делает Эжени предложение, которое она принимает, но пожениться они не
успевают, потому что Эжени умирает. И вот с момента её смерти оказывается, что
фильм этот не про еду и не про кулинарию.
И даже как-то очень сложно объяснить, про что он. Кажется, он про счастье.
Про счастье, которого почти ни один из нас не способен ощутить в момент его,
если можно так выразиться, проистекания, а осознаёт только тогда, когда оно нас
– часто безвозвратно – покидает. Про плач по волосам после снятой головы. Про
разлитое молоко. Не потому даже, что все попытки Буффана найти замену Эжени
обречены на неудачу – хотя повара, которых он пытается нанимать после её смерти
– достаточно квалифицированны, но дело же не только в квалификации. Эта
природа, это французское лето, которое они с Эжени так недавно обсуждали, эти
красивые пейзажи обретают новый смысл, совсем другой по сравнению с тем,
что был ещё несколько недель назад.
В очень простое по форме кино Чанг Ань Хун – может быть, сам того не желая,
заложил как минимум два разных посыла, это фильм с двойным дном, во всяком
случае, так он считывается. Фильм-перевёртыш, меняющий жанр даже не на полдороге – такое периодически всё-таки случается – а минут за двадцать до конца. Как
будто режиссёру надоело кухонное наполнение своей же собственной работы – а
блюда в фильме показаны с королевской какой-то роскошью, со всем мастерством и
старательностью специализированных кулинарных видео – и он решил показать зрителям,
что не только совы, но и всевозможные гуляши-беф-строгановы не совсем то, чем они
кажутся. Этот переворот очень элегантен, и, несомненно, делает этот фильм.
Думаю, что именно за него «Рецепт любви» и получил Сезара. Всё-таки во Франции
понимают толк как в еде, так и в кинематографе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий