среда, 10 августа 2022 г.

А утром никто никуда не поехал

 

А утром никто никуда не поехал («Этот новый мир»/ „La croisade“, реж. Луи Гаррель, Франция, 67 мин.)

П.И.Филимонов

Как хотите, а мне решительно жаль Грету Тунберг. Только-только она, казалось бы, стала становиться центральной точкой мировой повестки, как бахнула пандемия, а потом война. И Грета, а равно и все её поклонники и последователи, как-то отошла на второй, а то и на третий план. Хотя в целом ничего же не изменилось, лето вот у нас по-прежнему подозрительно аномально жаркое, а разница между тем, чтобы погибнуть в ядерной войне или в глобальном катаклизме, вызванном человеческим воздействием на природу, не сильно велика. Разве что первое в теории произойдёт быстрее.



Мне кажется, что название этого фильма надо было бы перевести как «Крестовый поход детей», получилась бы аллюзия на другую книгу и было немножко игры с содержанием. Но есть вещи, изменить которые мы не в силах. «Этот новый мир» представлен нам как комедия, из которой не слишком понятно, смеётся ли режиссёр над воззрениями детей, главного движущего мотора этого короткого фильма, или над нами, не принимающими этих детей всерьёз, пока не становится поздно.

Комедия эта является комедией только, пожалуй, из-за того лёгкого тона, в котором она снята, и относится к подвиду комедий социальных. Говорится в ней о том, что было бы, если бы дети и подростки всей земли действительно вслушались в слова Греты Тунберг и решили бы действовать. Например, попродавать все ненужные родителям ценности (одежду, бриллианты, старинные книги, винтажное вино), чтобы собрать денег на поездку в Африку. В Африке эти 800 с лишним детей то ли сами собираются вырыть новое море, то ли собираются убедить заняться этим африканские правительства. До кучи планируется ещё прибегнуть к трудам Мальтуса и истребить каждого второго взрослого на планете (исключая стариков, которые так и так скоро поумирают сами). Выбор будет осуществляться жребием – тут-то и получит ответ сакраментальный вопрос «Кого ты больше любишь – маму или папу».

Но почему-то Гаррель, по сути, не идёт дальше завязки. Особенно идея с отравлением воздуха какой-то вредоносной хернёй кажется перспективной и теоретически могла бы разрастись в прекрасную чёрную комедию, но режиссёр «Этого нового мира» убивает эту поэму, не родивши.

Дальше понятно, что дети – по сути – те же взрослые (потому что откуда бы иначе они брались?), с точно таким же расхождением между словами и делами и точно такими же превратными представлениями о жизни. Правда и снова – темы лишь обозначаются. Никакого углубления в них не происходит. Бюджета у него не было, что ли, или всё пошло на приглашение на главную женскую роль божественной даже в период своей зрелости Летиции Касты? Хотя вряд ли жена взяла с собственного мужа прям заоблачные деньги, могла вообще и бесплатно сняться. А было бы интересно, например, разобраться в истории с первым сексом их экранного сына Жозефа (лет двенадцати?) с его семнадцатилетней подругой Клотильдой, его слова опровергающей в прекрасной реплике «Это он так решил».

Ничего, конечно, ни у кого не убудет от просмотра этого фильма – с красивыми людьми, красивыми кадрами и благими намерениями, которые никуда, в этом конкретном случае не ведут, потому что прерываются всего через шестьдесят семь минут экранного времени. И всё-таки мне не хватило чуть более глубокого проникновения в тему – без разницы, в целях глумления ли или полного пиетета изучения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий