суббота, 20 августа 2022 г.

Страсти вокруг «Ольде Хансы»

 

Страсти вокруг «Ольде Хансы»

(«Аптекарь Мельхиор. Призрак» /“Apteeker Melchior. Viirastus“, реж. Эльмо Нюганен, Эстония, 90 мин.)

П.И.Филимонов

Во второй часи трилогии фильмов об аптекаре Мельхиоре по сравнению с частью первой довольно мало что изменилось. По-прежнему, основная масса действия происходит где-то в районе ресторана «Ольде Ханса», но это создателям фильма никак нельзя ставить в упрёк – там действительно достаточно живописно и очень похоже на то, как оно могло выглядеть в Средние века. По-прежнему красива пара главных героев фильма – сам Мельхиор и его полная тайн возлюбленная Кетерлин в исполнении Мяртена Метсавийра и Маарьи-Йоханны Мяги. По-прежнему удачно кривляются прочие известные эстонские актёры в остальных ролях. По-прежнему очень хороша картинка.



По-прежнему детективная составляющая истории оставляет желать много лучшего. И на примере второго фильма более-менее становится понятно, почему. Здесь есть завязка от хорошего классического детектива – ужасающее убийство, совершённое при крайне загадочных обстоятельствах, чем загадочнее, тем лучше. Ещё лучше, чтобы убийство казалось актом действия какой-нибудь сверхъестественной силы, чтобы не казалось в человеческих силах его объяснить. Есть, как уже было сказано, обаятельный следователь-непрофессионал, наш эстонский Шерклок Холмс или, скорее, учитывая историческую канву происходящего, наш Эраст Фандорин.

Дальше хуже. В тех детективах, к которым мы так привыкли, существует либо чётко очерченный круг подозреваемых (так называемый «герметичный детектив»), и искать преступника как ведущий расследование персонаж, так и мы должны только в пределах этого круга. И вот эти попытки вычисления убийцы вместе, а то и раньше, чем это удастся какому-нибудь Пуаро, и составляют главную прелесть герметического детектива. Или есть детективы вроде рассказов о Шерлоке Холмсе, когда главное, что побуждает нас листать страницы, стремясь к развязке – это показанная мощь работы интеллекта протагониста.

В «Аптекаре Мельхиоре» как-то нет ни того, ни другого. Да, Мельхиор обаятелен и неизменно находит разгадку самых запутанных происшествий – но делает это непонятным для нас образом. Не проясняемым для нас образом. Он ходит, закглядывает в какие-то дома, задаёт какие-то вопросы, иногда даже изучает трупы, а потом собирает городскую элиту в здании ратуши и рассказывает, кто супостат и чем его супостатство вызвано. Без объяснения, как он до этого дошёл. Это немножечко разочаровывает

Нет, конечно, такие детективы тоже имеют право на существование, в конце концов, умение придумывать достоверные, лихо закрученные и логично раскручиваемые детективные фабулы дано далеко не каждому, это редкий дар. И, в целом, мы должны быть довольны уже и тем, что у нас появился свой родной раскрыватель преступлений, который, при должной удаче, выйдет на международный уровень и станет таким же стереотипным эстонцем, как, например Пуаро – бельгиец. Просто очень бы хотелось, чтобы за дальнейшими приключениями Мельхиора и его друзей и подручных было интересно следить не только с точки зрения узнавания топографии и знакомых лиц актёров второго, третьего и прочих планов, а и с точки зрения чисто детективной интриги. Пока – не скажу, что её нет совсем,  но как-то мозгу не за что зацепиться, у зрителя не получается отождествиться с расследованием и пытаться думать вместе с заглавным персонажем. Отчего в глубине захвата фильм несколько теряет. Хотя второй фильм с этой точки зрения, как показалось, уже лучше первого. Ждём третьего.



Комментариев нет:

Отправить комментарий