воскресенье, 14 августа 2022 г.

Лошади, шимпанзе и другие животные

 Лошади, шимпанзе и другие животные

(«Нет»/“Nope“, реж. Джордан Пил, США, 127 мин.)

П.И.Филимонов

 

Раньше Джордан Пил почему такой злой был? Не потому, что у него велосипеда не было, а потому что он работал на поле чистого хоррора, чему подтверждением оба два нашумевших его предыдущих фильма «Прочь» и «Мы» (видимо, можно уже констатировать и то, что Пил придумал себе фишку – называть фильмы короткими односложными словами, не всегда имеющими прямую связь с сюжетом, и за это мы, надо сказать, его отдельно любим, потому что фишки – это хорошо).


Теперь же он ударился в неприятную фантастику, хотя элементы чистого хоррора в новом фильме режиссёра всё равно есть. Как мне кажется, выглядящая немного вставной новеллой история обезьянки Горди – едва ли не страшнее, чем всеь остальной фильм.

Неприятна эта фантастика не потому, что она была бы как-то плохо сделана или вызывала отрицательные эмоции. Нет (как говорит нам и сам Пил). Неприятна она чисто в физиологическом смысле – вот как неприятные все эти ксеноморфы в «Чужих», отвратительная штука из карпентеровского «Нечто» и им подобные существа. Пил тоже придумал крайне неприятный организм. Который, в отличие от многих собратьев по инопланетности, не имеет никакой иной цели, как сожрать всех, кого он заметит на своём пути (это ключевой момент фильма, так что тут я поосторожнее).

А против существа Земля выставляет маленький, но боевой отряд из чернокожих брата с сестрой, детей погибшего при странных (как кажется в начале фильма) обстоятельствах конезаводчика, белого гика из магазина компьютерной техники и сумасшедшего, но гениальнгого оператора с голосом Тома Уэйтса в его самых хриплых балладах.

Закон жанра говорит Пилу, что тут нельзя так, как в предыдущих его фильмах, тут нельзя, чтобы все умерли. Немножко, конечно, жаль, что он идёт у закона на поводу, и умирают-таки не все. Но, с другой стороны, если бы Пил не соблюдал каноны, это был бы не симпатичный режиссёр Пил, а кто-нибудь другой, покруче да погуще (из играющих на этом же поле на ум приходит вот например автор «Солнцестояния», режиссёрская версия нового фильма которого, «Бульвар разочарований» обещает сладко развернуться на четыре с лишним  часа экранного времени). Но мы о Пиле.

Так вот, на мой взгляд, «Нет» - лучший пока фильм Пила. Отчасти потому, что там ничего нет про расовый вопрос, хотя после первых двух фильмов казалось, что эта тема будет педалироваться в каждом последующем опусе режиссёра. Но в главном – из-за изобретательности автора. Не так просто в этом поджанре фантастики – столкновении человечества с чем-то крайне агрессивным и неприятным из далёкого космоса – можно придумать что-нибудь оригинальное. Большинство попыток всё равно скатываются к мерзкой слизи «Чужого» и нечеловеческой многоножке Карпентера. Пилу это удалось, его существо в какой-то момент кажется немного смешным в сценах изнутри, но, учитывая его поведение, эта иллюзия быстро развеивается.

Остаётся только гадать, какую роль в фильме выполняет история обезьянки Горди -можно  предположить, что через неё Пил пытается показать нам всю непреодолимую пропасть между миром людей и миром животных, точно так же, как раньше он показывал, что белые никогда не поймут и не примут чёрных.

Изучайте поведение животных, может пригодиться в самый неожиданный момент. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий