вторник, 11 декабря 2018 г.

Хотели как лучше



Хотели как лучше
(«Рождество Эйи на хуторе «Бородатая неясыть», Эстония, реж. Ану Аун, 90 мин.)

П.И.Филимонов

Кинематографисты страны выпустили очередной образец жанрового кино, за что им, конечно, с одной стороны, спасибо. Не верю, что это первый образчик семейного рождественского фильма эстонского производства, наверняка, подобное бывало и раньше. п Но после принятия нами судьбоносного решения отсматривать, по возможности, все отечественные фильмы это первый подобный опыт.
Ану Аун собиралась снять милую семейную историю о приключениях девочки-школьницы и её взрослых друзей и родственников, где было бы немножко комедии, немножко любовной истории, немножко приключений – обычные ингредиенты, из которых традиционно лепятся немудрёные, но добротные рождественские фильмы. Но что-то пошло не так. Выражаясь спортивным жаргоном, Ану Аун недокрутила. Недокрутила везде. Там, где должно быть смешно, не смешно. Ты понимаешь, что вот в этом месте зритель должен по-доброму заливисто рассмеяться или хотя бы улыбнуться. Но не улыбаешься. Там, где должна быть любовная интрига, её тоже с самого начала нет. Единственное, на что можно делать ставки – это поцелуются в конце концов персонажи Лийс Лемсалу и одного из братьев Пиусов или нет – всё-таки фильм почти детский. Целуются, и ещё как. Там, где должна быть драма, тоже как-то всё чуть-чуть слишком просто открывается. Сценаристы не были слишком большими затейниками, в такого рода историях ещё классик рождественской патоки Чарльз Диккенс всё-таки приучил нас к немного большей закрученности сюжета.



Девочка Эйя почти случайно оказывается под Рождество на далёком хуторе со странным названием «Бородатая неясыть» в гостях у человека, который поначалу вроде бы не имеет к ней никакого отношения – но потом эта часть сюжета поворачивается ожиданной, и потому немного неуклюжей стороной. Лесу вокруг хутора грозит вырубка, и единственное, что может спасти ситуацию – это если герои обнаружат гнездо той самой неясыти, которая когда-то обитала в этих краях, а ныне улетела куда-то на дальние рубежи. Потому что тогда ареал обитания редкой птицы возьмут под охрану, и вырубку леса там запретят. Как вы думаете, получается у них это? Интрига невероятной силы.
К самым неуклюжим моментам фильма я бы отнёс пламенные речи нового друга Эйи, мальчика с того же хутора, который прямо шпарит наизусть статьями то ли из википедии, то ли аж из самого Брема или там Бернгарда я не знаю Гржимека – о повадках неясыти и её ценности для человечества. Прямо вот языком энциклопедии, ничтоже сумняшеся. Во время обеда прямо поднимается такой эмоциональный мальчик и начинает что-то вроде того, что «Бородатая неясыть – самая редкая птица в Эстонии. Последний экземпляр был замечен в живой природе 24 августа 1926 года» - за точность цитаты я не ручаюсь, точнее, ручаюсь, что она не точна, но суть вы поняли.
К немногим удачам фильма можно отнести, во-первых, работу Юхана Ульфсака в роли плохого парня, собственно, и стремящегося из корыстных соображений лес вырубить. А в-главных – чудесную работу оператора, который настолько хорошо снял природу и диких животных в ней, насколько это вообще  возможно. В общем, животные, по большому счёту, и спасают этот фильм. И даже когда тот же мальчик начинает пересказывать Эйе строение и повадки поползня, тусящего тут же, неподалёку, на ветке, это уже не слишком задевает – где и когда ты ещё увидишь натурального живого поползня? В общем, вам, юннаты!






Комментариев нет:

Отправить комментарий