На дне без семьи
(«Магазинные воришки», реж. Хироказу Корээда, Япония, 121 мин.)
П.И.Филимонов
Текущий обладатель Золотой
пальмовой ветви, что делает его, некоторым образом, обязательным к просмотру
для любителей быть в курсе тенденций киноиндустрии, этот фильм японского
режиссёра Хироказу Корээды – он очень о разном. Мессидж, заложенный автором
фильма, можно считать с очень разных уровней и на очень разные темы. Можно
сказать, что это кино гуманистическое, оно - про то, что настоящая семья – это не
та, где ты родился, и даже не та, которая тебя до определённого момента воспитывала,
а прежде всего та, которой есть до тебя дело. Что какими бы порочными ни были
люди в своих мелких повседневных грехах, есть что-то что их (нас) теоретически
должно объединять – та самая эмпатия, та самая забота друг о друге и так далее.
С другой стороны, что мы видим на экране
большую часть времени? Мы видим семью мошенников и мелких воришек, в которой,
так или иначе, отъёмом денег у населения и некрупными кражами из магазинов
занимаются все. Включая маленькую Юри, которую глава семьи попросту подбирает
на улице, с одной стороны вроде бы как проявляя сострадание к замёрзшему и
проголодавшемуся ребёнку, а с другой – очень скоро выясняется, что у Юри вполне
себе есть собственная семья, в которую новоиспечённые самопровозглашённые опекуны
вовсе не спешат её возвращать, таким образом моментально превращая акт милосердия
в похищение ребёнка.
И вот как-то в этом фильме оно
всё так. Зыбко, неясно, именно в морально-этическом смысле. Корээда как будто
специально задаётся целью показать зрителю, что на любую ситуацию можно
посмотреть под диаметрально противоположными углами. С одной стороны, маленький
Шота, безусловно, привязывается к своим странным приёмным родителям, с другой
стороны, ни к чему хорошему это его не приводит. С одной стороны, эту конгломерацию
людей вполне можно назвать семьёй, настолько они вроде бы близки и полны
участия и заботы по отношению друг к другу, с другой стороны, всё оказывается
основано на вранье и насилии.
При этом конец фильма достаточно
однозначно даёт нам понять, что, например, конкретно Юри в её настоящей семье,
по всей видимости, придётся ещё хуже. Так что при всей порочности того
фальшивого образования, в котором она провела три четверти фильма, снова всё не
очевидно.
Наверное, универсальным подтекстом
этого залезающего под кожу фильма (в том смысле, что. я бы сказал, послевкусие
от него сильнее, чем само экранное впечатление) можно признать банальную фразу
о том, что в мире нет однозначно белого и однозначно чёрного. Просто Корээда
смотрит снизу, смотрит с изнанки, смотрит как раз с чёрной стороны. Ну и немного
социалочки в «Магазинных воришках» тоже присутствует, но здесь она выглядит на редкость
оправданной, собственно, видимо, там есть ещё какие-то десятые оттенки, которых
человек, не знакомый с устройством современного общества, видимо, просто не
поймёт. Например, историю с подпольными похоронами бабушки – это, конечно,
выглядит диковато, но с фига ли это уголовно наказуемо? В общем, два мира, две
судьбы, как говорили политические обозреватели иных времён. И ни один из них не
лучше и не хуже, не правдивее и не лживее, не гуманнее и не бесчеловечнее
другого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий