понедельник, 3 декабря 2018 г.

На дне без семьи


На дне без семьи
(«Магазинные воришки», реж. Хироказу Корээда, Япония, 121 мин.)

П.И.Филимонов

Текущий обладатель Золотой пальмовой ветви, что делает его, некоторым образом, обязательным к просмотру для любителей быть в курсе тенденций киноиндустрии, этот фильм японского режиссёра Хироказу Корээды – он очень о разном. Мессидж, заложенный автором фильма, можно считать с очень разных уровней и на очень разные темы. Можно сказать, что это кино гуманистическое, оно - про то, что настоящая семья – это не та, где ты родился, и даже не та, которая тебя до определённого момента воспитывала, а прежде всего та, которой есть до тебя дело. Что какими бы порочными ни были люди в своих мелких повседневных грехах, есть что-то что их (нас) теоретически должно объединять – та самая эмпатия, та самая забота друг о друге и так далее.  С другой стороны, что мы видим на экране большую часть времени? Мы видим семью мошенников и мелких воришек, в которой, так или иначе, отъёмом денег у населения и некрупными кражами из магазинов занимаются все. Включая маленькую Юри, которую глава семьи попросту подбирает на улице, с одной стороны вроде бы как проявляя сострадание к замёрзшему и проголодавшемуся ребёнку, а с другой – очень скоро выясняется, что у Юри вполне себе есть собственная семья, в которую новоиспечённые самопровозглашённые опекуны вовсе не спешат её возвращать, таким образом моментально превращая акт милосердия в похищение ребёнка.


И вот как-то в этом фильме оно всё так. Зыбко, неясно, именно в морально-этическом смысле. Корээда как будто специально задаётся целью показать зрителю, что на любую ситуацию можно посмотреть под диаметрально противоположными углами. С одной стороны, маленький Шота, безусловно, привязывается к своим странным приёмным родителям, с другой стороны, ни к чему хорошему это его не приводит. С одной стороны, эту конгломерацию людей вполне можно назвать семьёй, настолько они вроде бы близки и полны участия и заботы по отношению друг к другу, с другой стороны, всё оказывается основано на вранье и насилии.
При этом конец фильма достаточно однозначно даёт нам понять, что, например, конкретно Юри в её настоящей семье, по всей видимости, придётся ещё хуже. Так что при всей порочности того фальшивого образования, в котором она провела три четверти фильма, снова всё не очевидно.
Наверное, универсальным подтекстом этого залезающего под кожу фильма (в том смысле, что. я бы сказал, послевкусие от него сильнее, чем само экранное впечатление) можно признать банальную фразу о том, что в мире нет однозначно белого и однозначно чёрного. Просто Корээда смотрит снизу, смотрит с изнанки, смотрит как раз с чёрной стороны. Ну и немного социалочки в «Магазинных воришках» тоже присутствует, но здесь она выглядит на редкость оправданной, собственно, видимо, там есть ещё какие-то десятые оттенки, которых человек, не знакомый с устройством современного общества, видимо, просто не поймёт. Например, историю с подпольными похоронами бабушки – это, конечно, выглядит диковато, но с фига ли это уголовно наказуемо? В общем, два мира, две судьбы, как говорили политические обозреватели иных времён. И ни один из них не лучше и не хуже, не правдивее и не лживее, не гуманнее и не бесчеловечнее другого.   



Комментариев нет:

Отправить комментарий