И между ними происходит следующий разговор («Любовь»/“Kjærlighet”, реж. Даг Йохан Хаугеруд, Норвегия, 119 мин.)
П.И.Филимонов
Это вторая часть так называемой «ослоской» трилогии норвежского режиссёра. Первая называлась «Секс», и мы о ней в Киноптикуме писали. Третья называется «Мечты», и она уже успела взять гран-при Берлинского кинофестиваля этого года. При этом, что на субъективный взгляд, «Любовь» лучше «Секса». Не знаю, соглашусь ли я с этим утверждением, если слова раскавычить и написать с маленькой буквы – вопрос философский. А в качестве кино – точно. Что значит, что Хаугеруд, на мой взгляд, двигается поступательно. От хорошего фильма – к лучшему и к, надеюсь, ещё лучшему.
Притом что приём, который использует Хаугеруд в обеих частях, примерно одинаков. Его герои не столько занимаются сексом в первом фильме, сколько говорят о нём. Не столько испытывают любовные переживания во втором, сколько говорят о них. Сюжета как такового очень мало. В «Любви» мы имеем немолодою урологиню Марианне, каждый день по работе сталкивающуюся с раком простаты, что, тем не менее, как будто бы никак не отражается на её отношении к жизни и к мужчинам. Личной жизни у Марианне нет, и её это вроде бы не слишком тревожит. В отличие от её подруги, которая всё пытается её с кем-нибудь свести.
Ещё у Марианне есть коллега, фельдшер Тор, у которого как раз с личной жизнью всё хорошо и бурно. Тор часто ездит на пароме, где, посредством приложения Grindr, знакомится с мужчинами и занимается с ними сексом. Или не занимается. О плюсах и минусах обоих вариантов он как раз и рассказывает Марианне на том же самом пароме, когда они случайно встречаются в процессе возвращения Марианне от мужчины, с которым её упорно сводит подруга.
В итоге из беспорядочных половых связей Тор перетекает как раз в состояние любви. С Марианне не слишком понятно, но вроде бы тоже, почти минуя сексуальный этап, она оказывается в состоянии любви. Любовь обоих центральных персонажей в силу разных причин почти сугубо платоническая. Они не занимаются сексом со своими любимыми. Точнее, как, Марианне в конце концов занимается, а Тор – похоже, что и не будет.
Как будто Хаугеруд говорит нам, что секс и любовь – вещи не одного порядка. Что он же говорил нам и в первом фильме трилогии. Что, конечно, является прописной истиной, но худшим по качеству это утверждение от этого не становится.
Кроме того, Хаугеруд показывает нам Осло. Классической занудной фразой кинокритиков можно сказать, что главным персонажем этой трилогии (ну или по крайней мере тех двух фильмов из неё, которые нам пока доступны) – является город. Как Рим у Феллини. Как Нью-Йорк у Аллена. Как ещё что-то ещё у кого-то. У Хаугеруда это Осло. Как будто не самый красивый и не самый прославленный город с точки зрения архитектуры, достопримечательностей и прочей культурной штуки. Но какая разница для того, кто там живёт, кто любит этот город и (кто знает?) возможно, даже занимается с ним сексом. Хаугеруд показывает нам свой Осло, Осло, который так хорош летом, когда море одевает его в какие-то плавные резиновые перчатки и ритм его жизни становится так небыстр, так спокоен, так чиллов.
Не знаю, как по-норвежски будет «дольче фар ниенте», но это явно оно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий