О депрессии в средние века
(«Дьявольская баня»/“Des Teufels Bad“, реж.
Вероника Франц, Северин Фиала, Австрия-Германия, 121 мин.)
П.И.Филимонов
На примере этого фильма можно задуматься сразу о двух несовместимых вещах.
Точнее, не столько они несовместимы, сколько существуют эти две мысли на очень
разных полюсах пространства. Во-первых, можно подумать о странностях нашего
кинопроката. Почему-то фильм, который более-менее прошёл во многих странах чуть
ли не летом ещё, вышел у нас вот только недавно, прошёл очень ограниченным, так
сказать, тиражом и почти не вызвал никакого ажиотажа. Хотя, когда он только
засветился на своём первом фестивале, некоторые критики писали, что это чуть ли
не новое слово в жанре «этно-хоррора».
Во-вторых, конечно же, никакой это не этно-хоррор. Люди, которые об этом
писали, сознательно искажали факты. Или бессознательно, ведь может быть, что
человек, пишущий про фильм, просто не понимает, что такое этно-хоррор как жанр.
Это фильм про клиническую депрессию. И в этом смысле та вторая мысль, которая
неизбежно поселяется в голове спустя уже основательное время после его
просмотра (а я видел его, кажется, тем самым летом, когда про него много
говорили), это мысль о причудливом развитии истории болезней.
Ведь далеко не все болезни, известные нам, существовали всегда. Болезням,
как и прочим явлениям человеческой цивилизации, свойственно появляться,
расцветать и исчезать точно так же, как каким-нибудь жанрам искусства, стилям
архитектуры, модным тенденциям в одежде. Например, чумы сейчас почти уже нет, а
вот многие психологические проблемы, наоборот, появились в последнее время. Или
нет, не появились, а были диагностированы. Раньше всё это подпадало под
зонтичное определение одержимости. Это сейчас медицина умеет различать разные
её изводы.
И один из них – та самая клиническая депрессия, о которой и рассказывает
нам «Дьявольская баня». Когда человек, в силу уж каких бы там ни было причин,
не хочет. Не хочет что-либо делать. Не хочет выходить из дома. Не хочет вести
праведную жизнь. Вообще никакой жизни вести не хочет.
Фильм снят членами семьи Ульриха Зайдля – Вероника Франц – его многолетняя
партнёрша, а Северин Фиала – его племянник. Но, как мне кажется, это не даёт
нам повода говорить о каком-либо протекционизме или непотизме. Да и об ученичестве,
пожалуй, тоже. Тон фильма совсем другой, хотя он тоже рассказывает о довольно
неприглядных вещах, но «Дьявольская баня» полностью лишена глумливой и
сатирической составляющей Зайдля. Она максимально серьёзна, и это тот случай,
когда эта серьёзность не кажется скучной, напротив, есть ощущение, что только
так эту историю и можно рассказывать. Потому что какие уж тут шутки.
В некотором роде это тоже фильм про эфтаназию, как и последнее кино
Альмодовара, только в ещё более радикальном смысле. В антиклерикальном смысле
даже где-то. «Дьявольская баня» довольно смело показывает нам, что самоубийство
в некоторых случаях не является самым худшим вариантом развития событий. И
иллюстрирует этот свой тезис, демонстрируя, что может произойти в случае, когда
самоубийство в обществе отрицается в силу церковных канонов.
Не хоррор, но страшно тем не менее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий