пятница, 20 декабря 2024 г.

О депрессии в средние века

 

О депрессии в средние века

(«Дьявольская баня»/“Des Teufels Bad“, реж. Вероника Франц, Северин Фиала, Австрия-Германия, 121 мин.)

П.И.Филимонов

На примере этого фильма можно задуматься сразу о двух несовместимых вещах. Точнее, не столько они несовместимы, сколько существуют эти две мысли на очень разных полюсах пространства. Во-первых, можно подумать о странностях нашего кинопроката. Почему-то фильм, который более-менее прошёл во многих странах чуть ли не летом ещё, вышел у нас вот только недавно, прошёл очень ограниченным, так сказать, тиражом и почти не вызвал никакого ажиотажа. Хотя, когда он только засветился на своём первом фестивале, некоторые критики писали, что это чуть ли не новое слово в жанре «этно-хоррора».



Во-вторых, конечно же, никакой это не этно-хоррор. Люди, которые об этом писали, сознательно искажали факты. Или бессознательно, ведь может быть, что человек, пишущий про фильм, просто не понимает, что такое этно-хоррор как жанр. Это фильм про клиническую депрессию. И в этом смысле та вторая мысль, которая неизбежно поселяется в голове спустя уже основательное время после его просмотра (а я видел его, кажется, тем самым летом, когда про него много говорили), это мысль о причудливом развитии истории болезней.

Ведь далеко не все болезни, известные нам, существовали всегда. Болезням, как и прочим явлениям человеческой цивилизации, свойственно появляться, расцветать и исчезать точно так же, как каким-нибудь жанрам искусства, стилям архитектуры, модным тенденциям в одежде. Например, чумы сейчас почти уже нет, а вот многие психологические проблемы, наоборот, появились в последнее время. Или нет, не появились, а были диагностированы. Раньше всё это подпадало под зонтичное определение одержимости. Это сейчас медицина умеет различать разные её изводы.

И один из них – та самая клиническая депрессия, о которой и рассказывает нам «Дьявольская баня». Когда человек, в силу уж каких бы там ни было причин, не хочет. Не хочет что-либо делать. Не хочет выходить из дома. Не хочет вести праведную жизнь. Вообще никакой жизни вести не хочет.

Фильм снят членами семьи Ульриха Зайдля – Вероника Франц – его многолетняя партнёрша, а Северин Фиала – его племянник. Но, как мне кажется, это не даёт нам повода говорить о каком-либо протекционизме или непотизме. Да и об ученичестве, пожалуй, тоже. Тон фильма совсем другой, хотя он тоже рассказывает о довольно неприглядных вещах, но «Дьявольская баня» полностью лишена глумливой и сатирической составляющей Зайдля. Она максимально серьёзна, и это тот случай, когда эта серьёзность не кажется скучной, напротив, есть ощущение, что только так эту историю и можно рассказывать. Потому что какие уж тут шутки.

В некотором роде это тоже фильм про эфтаназию, как и последнее кино Альмодовара, только в ещё более радикальном смысле. В антиклерикальном смысле даже где-то. «Дьявольская баня» довольно смело показывает нам, что самоубийство в некоторых случаях не является самым худшим вариантом развития событий. И иллюстрирует этот свой тезис, демонстрируя, что может произойти в случае, когда самоубийство в обществе отрицается в силу церковных канонов.

Не хоррор, но страшно тем не менее.



Комментариев нет:

Отправить комментарий