Писатель Савенко («Лимонов.
Баллада об Эдичке»/“Limonov:
The Ballad“, реж. Кирилл Серебренников, Франция-Италия-Испания, 138
мин.)
П.И.Филимонов
Когда Бен Уишоу поправляет очки, когда Бен Уишоу что-то такое всё менее вразумительное вещает-вещает-вещает, чуть заикаясь, когда
Бен Уишоу поливает водой капиталистическую сучку-журналистку, зрителя,
наблюдающего всё это, поневоле берёт оторопь – такого портретного сходства с
реально существовавшим человеком, который до сих пор ещё не выветрился из памяти,
я не помню давно. Притом оно именно что не только портретное, Уишоу, по всей
видимости, не один час провёл за изучением хроники и видео со своим персонажем.
Он ходит, как Лимонов, он крякает, как Лимонов, он выглядит, как Лимонов, он
жестикулирует и говорит, как Лимонов.
Кирилл Серебренников снял фильм по роману Эммануэля Каррьера про Эдуарда
Лимонова, одного из самых невозможных русских писателей двадцатого и двадцать
первого века, человека, в классическом смысле слова сделавшего самого себя,
написавшего самого себя и самого же себя издавшего, продавившего самого себя,
как минимум в мозги русскочитающих людей и породившего значительное количество
бездарных подражателей, вроде увечного головой и телом Захара Прилепина (no hands, no cookies).
Кино получилось странным и каким-то неопределённым. С одной стороны, сложно,
вероятно, не испытывать симпатию к своему герою, раз уж ты взялся снимать
байопик, иначе и не получится ничего. С другой стороны, все, мало-мальски изучавшие
жизнь и творчество писателя Савенко, знают, что временами он совершал мерзкие и
провокационные поступки исключительно ради пиара и провокации. Казалось бы, кто
из нас так не делал, но как-то он временами доходил до абсурда и членовредительства.
Так что непонятно, какую позицию по отношению к Лимонову занимает сам
Серебренников. Может быть, и нейтральную, и тогда это, скорее, хорошо –
режиссёр пытается беспристрастно разобраться в хитросплетениях больноватой
лимоновской психики.
Неоднозначным местами кажется кастинг – актёр Евгений Миронов в роли
анонимного, но высокопоставленного КГБшника и актёр Андрей Бурковский в роли
пролезающего везде и всюду без мыла вечного любимца публики Евгения Евтушенко
выглядят – ну, как бы это сказать, спорно. Хотя образ Евтушенко получился
смешным, наверное, самым смешным из тех, что в фильме представлены.
Ещё смешно они все говорят в фильме по-английски. Это очень забавно перекликается
с последним марвеловским великолепием – «Крэйвеном-охотником», мне кажется,
герои этих двух фильмов отлично бы поняли друг друга. «Эдуард Венимаминовитш, ху
ар ю? - Ай тоулд ю, ай эм э хантер энд э джиниал поуит, Димитри» - звучало бы
музыкой для изголодавшегося уха.
Что в фильме прекрасно, так это визуал, уже упоминавшийся Уитшоу и звуковая
дорожка. Не та, где выворачивается наизнанку подозрительно похожий на
нацбол-банд Shortparis, а ту, в которой можно узнавать любимые композиции Тома
Уэйтса и Sex Pistols, то есть, того пласта музыки и культуры в целом, к которому,
так или иначе принадлежит и подросток (простите, писатель) Савенко.
Который, если бы не было вот этого всего, был бы – одно из двух. Либо
гораздо более панковским и культовым персонажем, презревшим совсем все
условности, жить быстро-умереть молодым (если бы не очень сильный инстинкт самосохранения Эдуарда Вениаминовитша), либо
никому неизвестным писателем нормальной демократической страны, одним из
многих, слишком многих. Потому что потенциал был и на то, и на другое.
И всё таки (ну или мне хочется в это верить) Уишоу играет нам европейца. Который вынужденно
играет во всю эту советскую бадягу. Чтобы эпатировать. Чтобы прославиться.
Чтобы растянуть свои пятнадцать минут славы на пятнадцать хотя бы лет. А лучше
- веков.
И какая разница, кто, кому и как сосал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий