четверг, 12 декабря 2024 г.

Всё об одном

 

Всё об одном («Ракета»/“Ohjaus“, реж. Мийя Терво, Финляндия-Эстония, 110 мин.)

 

П.И.Филимонов

В далёкой-далёкой Лапландии, где очень холодно и ничего не происходит (потому что на дворе 1984 год), что вызывает непередаваемые трудности для редактора местной газеты «Лапландское время» или как-то так, живёт разведённая, с трудом ушедшая от мужа-абьюзера Нийна с двумя детьми. Она немножко непутёвая, немножко неуклюжая, немножко смешная и немножко безответная.



Но когда Нийна, по воле случая, устраивается на работу в эту самую местную газету и за счёт этого узнаёт, что в озеро неподалёку от города свалилась не то ошибочно выпущенная, не то потерянная, не то сама по себе заблудившаяся советская ракета, она преодолевает свою неуклюжесть и инертность и развивает бурную деятельность. Потому что местные власти и инфлюэнсеры (хотя тогда, понятно, такого слова ещё не знали) как будто стремятся замолчать это происшествие. Потому что мало ли – ракета могла нести ядерную боеголовку, и значит, всему городу теперь крышка.

Вот об этом местами комический, а местами очень грустный и очень какой-то актуальный финско-эстонский фильм «Ракета» режиссёрки Мийи Терво. Правда, эстонского там, в основном, только деньги, несколько второстепенных членов съёмочной группы и ровно одна актриса. Комический он – потому что, кажется, невозможно показывать жизнь финской глубинки без смеха. Потому что мы все примерно представляем стереотипный образ нелепейшего финна из этой самой глубинки, представляем его, правда, приехавшим в Таллинн с целью накупить дешёвого алкоголя и залить его до кучи ещё и в себя, чтобы подольше не пришлось прибегать к запасам. Так вот сами же финские кинематографисты и показывают, что, по сути, так оно и есть, всё правда, только дома эти же типажи гуляют относительно трезвыми, что не делает их менее комичными. Грустный – потому же, почему и смешной. Потому что жизнь в финской (и не только, полагаю) провинции сорок лет назад и сейчас отличается не сильно, а люди всегда люди. То есть, ждать от них изменений не приходятся. Муж как абьюзером был, так абьюзером и останется. Кто пил, тот и будет пить – и так далее.

Актуальный – потому, что значительная часть истории построена вокруг страха ядерной бомбы, который как будто из ниоткуда вылез за последние три года и занял прочное место среди нас. И мы видим, что и тут мало что изменилось. Как было так, что одни бегали-паниковали, а другие закрывали глаза и прятали голову в песок, так и есть. Как было так, что все вокруг начинали судорожно скупать или хотя бы готовиться скупать йод в таблетках, так и есть. Как было так, что ни одно из этих действий в случае маловероятного воплощения людских страхов в реальность не поможет, так и есть.

Таким образом, получается, что «Ракета» - лишнее напоминание о сути человеческой природы. О том, что могут пройти десятилетия и века, а в маленьких финских, эстонских, каких угодно городках люди будут всё так же знать всё про всех, сплетничать про всех, обвинять друг друга во всех смертных грехах и поддерживать друг друга во всех начинаниях. Что влечение будет оставаться влечением, а страх страхом, и избавление от последнего может прийти как следствие первого – или пусть даже как следствие ещё большего страха. Прогресс не делает из человека другое существо, и вот даже и непонятно, хорошо ли это.    



Комментариев нет:

Отправить комментарий