Всё об одном («Ракета»/“Ohjaus“, реж.
Мийя Терво, Финляндия-Эстония, 110 мин.)
П.И.Филимонов
В далёкой-далёкой Лапландии, где очень холодно и ничего не происходит
(потому что на дворе 1984 год), что вызывает непередаваемые трудности для
редактора местной газеты «Лапландское время» или как-то так, живёт разведённая,
с трудом ушедшая от мужа-абьюзера Нийна с двумя детьми. Она немножко непутёвая,
немножко неуклюжая, немножко смешная и немножко безответная.
Но когда Нийна, по воле случая, устраивается на работу в эту самую местную
газету и за счёт этого узнаёт, что в озеро неподалёку от города свалилась не то
ошибочно выпущенная, не то потерянная, не то сама по себе заблудившаяся
советская ракета, она преодолевает свою неуклюжесть и инертность и развивает бурную
деятельность. Потому что местные власти и инфлюэнсеры (хотя тогда, понятно,
такого слова ещё не знали) как будто стремятся замолчать это происшествие.
Потому что мало ли – ракета могла нести ядерную боеголовку, и значит, всему
городу теперь крышка.
Вот об этом местами комический, а местами очень грустный и очень какой-то
актуальный финско-эстонский фильм «Ракета» режиссёрки Мийи Терво. Правда,
эстонского там, в основном, только деньги, несколько второстепенных членов
съёмочной группы и ровно одна актриса. Комический он – потому что, кажется,
невозможно показывать жизнь финской глубинки без смеха. Потому что мы все
примерно представляем стереотипный образ нелепейшего финна из этой самой
глубинки, представляем его, правда, приехавшим в Таллинн с целью накупить
дешёвого алкоголя и залить его до кучи ещё и в себя, чтобы подольше не пришлось
прибегать к запасам. Так вот сами же финские кинематографисты и показывают,
что, по сути, так оно и есть, всё правда, только дома эти же типажи гуляют
относительно трезвыми, что не делает их менее комичными. Грустный – потому же,
почему и смешной. Потому что жизнь в финской (и не только, полагаю) провинции
сорок лет назад и сейчас отличается не сильно, а люди всегда люди. То есть,
ждать от них изменений не приходятся. Муж как абьюзером был, так абьюзером и
останется. Кто пил, тот и будет пить – и так далее.
Актуальный – потому, что значительная часть истории построена вокруг страха
ядерной бомбы, который как будто из ниоткуда вылез за последние три года и
занял прочное место среди нас. И мы видим, что и тут мало что изменилось. Как
было так, что одни бегали-паниковали, а другие закрывали глаза и прятали голову
в песок, так и есть. Как было так, что все вокруг начинали судорожно скупать
или хотя бы готовиться скупать йод в таблетках, так и есть. Как было так, что
ни одно из этих действий в случае маловероятного воплощения людских страхов в
реальность не поможет, так и есть.
Таким образом, получается, что «Ракета» - лишнее напоминание о сути
человеческой природы. О том, что могут пройти десятилетия и века, а в маленьких
финских, эстонских, каких угодно городках люди будут всё так же знать всё про
всех, сплетничать про всех, обвинять друг друга во всех смертных грехах и
поддерживать друг друга во всех начинаниях. Что влечение будет оставаться
влечением, а страх страхом, и избавление от последнего может прийти как
следствие первого – или пусть даже как следствие ещё большего страха. Прогресс
не делает из человека другое существо, и вот даже и непонятно, хорошо ли
это.
Комментариев нет:
Отправить комментарий