понедельник, 23 сентября 2024 г.

Шестое чувство и система Станиславского

 

Шестое чувство и система Станиславского («Львица»/“Emalõvi“, реж. Лийна Тришкина-Ванхатало, Эстония-Латвия-Германия, 104 мин.)

П.И.Филимонов

Пишут, что фильм основан на реальной истории, которую я, видимо, пропустил. Пишут, что какое-то время назад, что-то там в двухтысячных, в Таллинне орудовали подростковые банды, которые делали какие-то страшные вещи, подсаживали ни о чём не подозревающих школьников на наркотики, нападали даже на их родителей и шантажировали всех всем, чем под руку попадётся. Банды Нью-Йорка, слово пацана, всё, что хотите, местного разлива.



Фильм прослеживает судьбу одной такой семьи, попавшей в колёса истории, под шестерёнки этих малолетних монстров. У вполне благополучной поначалу Хелены, которая работает медсестрой на скорой помощи, есть муж и двое детей – младший Сандер и старшая Стефи, с кем, собственно, и происходит беда. Она, что называется, связалась с плохой компанией. И всё, продолжая наши штампы, покатилось, как снежный ком. Если поначалу Стефи просто скучно со своими родителями, то дальше, в целях зарабатывания дешёвого авторитета у своих новопоявившихся друзей, она всё ниже спускается по наклонной дорожке порицаемых обществом наклонностей.

Хелена – женщина сильная, любящая и готовая защищать свою семью при любом возможном раскладе событий. Что она, собственно, с какого-то момента фильма нам и демонстрирует, вдруг превращаясь из токсичной орущей на дочку и читающей ей вслух моральный кодекс строителя капитализма мамаши во всё понимающую умудрённую жизнью львицу. Правда, метафора, кажется, всё-таки немного не дотягивает, никаких насильственных действий по защите своего потомства Хелена не предпринимает, она, скорее, прибегает к эскапистской тактике, тактике шоковой терапии, быть может, так что «львица» - это, пожалуй, просто красивый концепт в голове авторки фильма, который не очень проецируется наружу.

Зато наружу проецируются разные другие вещи, тоже не добавляющие, надо сказать, фильму естественности. Потому что если уж подростки вовлечены в банду, то они уж прямо совсем вовлечены в банду, вовлечённее не бывает. Они – воплощение зла и неуважения к взрослым. При этом до физического насилия они доходят только уже под конец фильма, когда строить более страшные рожи, видимо, просто не представляется больше возможным.

Относительно детской порнографии я не знаю, взяла ли  режиссёрка эту историю тоже из реальной жизни или сама думала-думала и придумала самый страшный, на её взгляд, способ шантажа.

Интересная история произошла и с развязкой этого фильма. Снова не знаю, но если Лийна Тришкина-Ванхатало задумывала такой конец изначально, то вот она прям молодец, потому что, несмотря на очевидные и слишком навязчивые ассоциации с шьямалановским «Шестым чувством», ей таким образом удаётся превратить довольно среднюю и не очень достоверную (вот, я это сказал) криминально-семейную драму в произведение какого-то совершенно другого жанра, вывернуть наши ожидания и достойно выбраться из той сложной ситуации, в которую она сама себя загнала.

Если же (как мне кажется в силу моей врождённой злонамеренности) такого плана не было изначально, и он пришёл как-то по ходу не то написания сценария, не то уже собственно съёмки, то это максимально интересный поворот, который можно сравнить, ну вот не знаю, с кулинарным вывертом, когда повар готовил-готовил стейк, а на выходе у него получился вовсе даже яблочный пирог. Как сказал один достойный человек по совсем другому поводу, «неожиданно, приятно, спасибо».



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий