Искусство и быт («Большая колесница»/“Le Grand Chariot“, реж. Филипп Гаррель, Франция-Швейцария, 95 мин.)
П.И.Филимонов
Это фильм о том, насколько (не)важно искусство даже для тех, кто активно им
занимается. Фильм довольно скучный, хотя проблема, которую он поднимает, и
кажется серьёзной, но вот рассмотрение её дано как-то очень тривиально, без
огонька, без сюжетных твистов, без откровений. Впрочем, может, так оно и нужно,
именно чтобы показать, что самое страшное оружие жизни против творческого
человека – это не психологические проблемы, не материальные трудности и даже не
общая враждебность среды, а банальный быт и его засасывающее нас всех болото.
Есть маленький семейный свечной заводик, в смысле, кукольный театр. Это
прямо очень семейное предприятие, все роли исполняют_ все пьесы сочиняют, все декорации делают отец и трое его детей, сын
и две дочери, в какой-то момент к ним присоединяется четвёртый человек, друг
сына Питер, раздираемый непонятными бытовыми и всё-таки да, психологическими (вплоть
до психических) проблемами молодой человек с рушащимся браком. Затем отец
умирает прямо во время очередного спектакля, и оставшиеся одни дети решают, что
им делать дальше. По всем правилам, из любви к покойному отцу и в память о нём, надо бы продолжать, так они поначалу и решают, но потом становится понятно, что
одно дело – решить, и совсем другое дело – осуществить своё решение на
практике.
В дело вмешивается быт, почти у всех тут же находятся другие дела. Питер
погрязает в новом романе, затем решает творчески реализоваться совсем в другой
сфере. Луи (сын покойного) тоже влюбляется – видимо, для интереса сюжета,
влюбляется в бывшую жену Питера – и две девушки остаются одни. Вдвоём
заниматься театром, даже если этот театр – кукольный, не слишком легко, к тому
же и они лишены папиного энтузиазма. Для маленького театра наступают сложные, критические
времена.
Всё имеет свой конец и своё начало, говорит нам режиссёр этого фильма. На
одном энтузиазме далеко не уедешь, говорит нам режиссёр фильма. Бытовые проблемы
пожирают искусство, говорит нам режиссёр фильма, и пожирают бесповоротно,
вплоть до полного его уничтожения. Есть ли в этом что-то глобально плохое?
Вроде как и нет, потому что человек, в первую очередь, озабочен своим
выживанием, построением нормальной, с его точки зрения жизни, пирамиду Маслоу
никто не отменял, а стремление к самореализации, как известно, находится на
самой её вершине, до которой добираются далеко не все.
И что с этим делать? Да вроде как ничего и не поделаешь, всё это, с одной
стороны, очень грустно, а с другой – ну вот совсем этих людей не в чем
упрекнуть. Если на одной чаше весов находится обычная жизнь с её маленькими
радостями и достижениями, а на другой – сомнительное искусство (сомнительное
потому, что ни один из детей не разделяет страсти отца, как выясняется в
течение фильма, занимаются они театром не столько от большой к нему любви,
сколько исключительно из уважения к отцу и, может быть, немного по инерции), то
выбор довольно очевиден. Выбор для обычного человека.
В том-то и дело, что в «Большой колеснице» все люди – обычные. Ну разве что
кроме сумасшедшего Питера, но это исключение только подтверждает правило. Возможно,
где-то внизу, под разными слоями смысла, Филипп Гаррель как раз и хотел нам
показать, что искусством должны заниматься люди немного одержимые, а так
называемым обычным людям нечего туда и соваться. Возможно, не знаю. Получилось
у него так себе. Как будто и он тоже обычный человек, без особенного фанатизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий