суббота, 16 февраля 2019 г.

Фигура-обманка



Фигура-обманка

(«Фаворитка», реж. Йоргос Лантимос, Великобритания, 119 мин.)

П.И.Филимонов


Были в XVII-XIX веках в Европе такие штуки, вырезанные из тонких досок фигуры людей или животных, устанавливаемые в самых неожиданных местах усадеб и парковых комплексов. Неподготовленный гость мог иногда принять нарисованного, например, слугу за настоящего, от чего, видимо, хозяевам обманки бывало весело – в чём и была, как можно подумать, их окончательная суть и ценность.


В новом фильме Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» происходит примерно что-то подобное. На протяжении всего экранного времени мы следим за приключениями двух таких фигур, за их союзами, противостояниями, дружбой, переходящей во вражду, и взаимной ненавистью, переходящей во временный нейтралитет. Власть, может, с одной стороны и отвратительна, как руки модного стилиста, с другой же стороны, она привлекательна, как то, что этими руками, например, создаётся. Это всё банальности, но мало кто из реально существующих людей, не выдуманных, не персонажей героических эпосов или аскетических притч, способен от неё отказаться, когда кажется, что есть возможность ухватить её прямо голыми руками под белые жабры. Посмотрите хотя бы на обычные наши предвыборные игры в музыкальные стулья. Даже те партии, у которых нет ни малейших шансов пройти в парламент и повлиять на что бы то ни было, и те вовсю пользуются случаем и передают бесчисленные приветы своим избирателям, с чуть натянутыми улыбками глядя в камеры и доставая из-за пазухи заветные баночки солений в подарок ведущему. Не догонят, так хоть согреются, пусть их, над убогими грешно смеяться.
И это сейчас, когда власть всё-таки в любом прочем равном случае, по сравнению с веком XVIII, ограничена в разы. Представьте себе, что же было тогда. Собственно, даже и представлять не надо, посмотрите, например, фильм Лантимоса. Ради иллюзии приближённости к королевской особе, ради ощущения того, что от них что-то зависит в не последнем в мире государстве две симпатичные барышни (Эмма Стоун и Рэйчел Вайс) пускаются совершенно во все тяжкие, не брезгуя никакими средствами для достижения цели. До прямого убийства не доходит исключительно потому, что логика событий его не диктует, никакой загвоздки не было бы и с ним, полагаю. Что там уж говорить о правилах приличия и девичьей, например, чести. Есть вещи поважнее. В какой-то степени происходящее в «Фаворитке» напоминает спорт, то же самое нынешнее женское фигурное катание, когда высосанную до предала и неспособную выполнять прыжки высокой категории сложности, ещё очень молодую и красивую приму моментально заменяет новая, способная прыгать ещё больше, ещё более молодая и ничуть не менее красивая. Чтобы через пару лет в свою очередь уступить пьедестал следующей.
И за всем этим наблюдает вроде бы капризная, вроде бы не особенно способная управлять, вроде бы страдающая какой-то то ли подагрой, то ли ещё чем, королева Анна (Оливия Колман), заинтересованная в исходе этой борьбы куда более лично, чем это можно было бы представить. Наблюдает, чтобы затем сотворить с вроде бы по всем статьям победительницей очень простую, но действенную штуку. . Ткнуть её, примерно как неосторожную кошку, носом в нассанное. Ни зачем, просто чтобы показать, кто на самом деле здесь власть, а кто так, фигура-обманка. Чтобы знала своё место. Субординация должна быть. Резвиться-то можно, но границы переходить нельзя. Немножко, конечно, дело и в любви, но как мы знаем из многочисленных источников, короли особенно по любви жениться не могут. Так что им приходится довольствоваться похотью, а фавориткам учиться смирению. Ничего нового своим фильмом Лантимос в этом смысле не говорит, но очередное препарирование механизмов власти никогда не бывает излишним. Повторение, как говорится, мать учения.                                                      


Комментариев нет:

Отправить комментарий